Описание порядка направления жалоб в сфере государственных закупок

Дата размещения: 20.05.2019 10:37
Дата изменения: 21.05.2019 09:08


Описание порядка направления жалоб в сфере государственных закупок


1. В каких случаях участник может обжаловать действия заказчика

Любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее – действия заказчика), если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.


2. Способы обжалования участником действий заказчика. Сроки подачи жалобы

Закон № 44-ФЗ предусматривает два способа обжалования:

1) обращение с жалобой в контрольный орган в сфере закупок (внесудебный порядок);

2) обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий – незаконными (судебный порядок).

Участник может выбрать один из названных способов либо воспользоваться обоими.


При этом необходимо учитывать установленные ограничения.

Жалоба возвращается контрольным органом подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

жалоба не соответствует требованиям, установленным статьей 105 Закона № 44-ФЗ;

жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

жалоба подана по истечении срока, предусмотренного статьей 105 Закона № 44-ФЗ;

по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок;

жалоба подана участником закупки, информация о котором, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа такого участника закупки – юридического лица, включена в соответствии с Законом № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае установления заказчиком требования в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (применяется с 01.07.2019)


Кроме того в контрольном органе нельзя обжаловать:

действия заказчика, связанные с заключением контракта, если контракт уже заключен (ч. 6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ);

допущенные комиссией нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ критериями оценки этих заявок, окончательных предложений (ч. 6 ст. 106 Закона № 44-ФЗ).


По общему правилу обжаловать действия заказчика во внесудебном порядке можно не позднее чем через 5 дней с даты размещения в единой информационной системе протоколов, перечисленных в ч. 3 и ч. 4 ст. 105 Закона № 44-ФЗ. При определении поставщика закрытым способом указанный срок исчисляется с даты подписания соответствующего протокола.


Лица, которые не подали заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя; далее – поставщик), лишены права обжаловать в контрольном органе ряд действий заказчика.

В частности, они не могут обжаловать действия, совершенные после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, а также после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (ч. 3 и ч. 4 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Обжалование действий заказчика связанных с заключением контракта допускается участником закупки, с которым заключается контракт, не позднее даты заключения контракта.


Сроки подачи жалобы в ФАС России, территориальное управление ФАС (иной контрольный орган) участником в некоторых случаях:


Обжалуемые действия (документы)

Срок обжалования

Нормы

Положения документации

До окончания срока подачи заявок

Части 3 и 4 ст. 105 Закона  № 44-ФЗ

Действия, связанные с заключением контракта

Не позднее даты заключения контракта

Часть 6 ст. 105

Закона № 44-ФЗ

Действия, совершенные при проведении электронного аукциона на этапе рассмотрения вторых частей заявок или при заключении контракта

До заключения контракта

Часть 4 ст. 105 Закона № 44-ФЗ


Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается заявителю без рассмотрения (п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона № 44-ФЗ). В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение трех месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия (решения) во внесудебном порядке (ч. 2 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).


3. Порядок подачи жалобы в ФАС России (иной контрольный орган) на действия заказчика. Участие в рассмотрении жалобы

3.1. Выбор контрольного органа, в который участник подает жалобу на действия заказчика.

Органами власти, которые уполномочены рассматривать жалобы, по общему правилу являются:

1) Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) и ее территориальные органы по месту нахождения заказчика;

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;

3) уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

муниципальные нужды – любой из названных органов с учетом территориальной принадлежности;

нужды субъекта РФ – ФАС России (территориальное управление ФАС) или орган исполнительной власти субъекта РФ (министерство финансов Амурской области);

федеральные нужды или государственный оборонный заказ - ФАС России.

Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении № 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Регламент ФАС России).

Получить информацию о территориальных органах ФАС России (их наименованиях, адресах, телефонах, часах работы и т.п.) также можно, воспользовавшись функционалом официального сайта http://www.fas.gov.ru/territorial-authorities/.

Орган исполнительной власти субъекта РФ (министерство финансов Амурской области) осуществляет рассмотрение жалоб на действия (бездействия) заказчика, контрактной службы, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок и её членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд Амурской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Амурской области, специализированной организацией, выполняющих в соответствии с Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд Амурской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Амурской области, а также в отношении государственных автономных учреждений Амурской области, государственных унитарных предприятий Амурской области и иных юридических лиц, в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ

Адреса и телефоны министерства финансов Амурской области содержатся в разделе II Административного регламента министерства финансов области по исполнению государственной функции по осуществлению контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Амурской области от 08.04.2014 №104, размещенного на сайте министерства финансов Амурской области http://www.fin.amurobl.ru/deyatelnost/gosudarstvennyy-kontrol/kontrol-za-zakupkami/normativnye-dokum....

Жалобы на некоторые действия необходимо направлять в иные наделенные соответствующими полномочиями органы, например органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1 и 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Эти органы, в частности, контролируют, соблюдены ли требования к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Полномочия органов финансового контроля не распространяются на закупки в рамках государственного оборонного заказа и закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну (ч. 8, 10 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

3.2. Жалоба участника на действия заказчика

В контрольный орган жалоба подается исключительно в письменной форме (ч. 7 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

В качестве доводов в ней необходимо сослаться на документы (например, протоколы) или пункты документации о закупке, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Такие документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений (ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагать доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы (ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).


3.3. Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика

Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей.

Участник или его представитель может быть допущен на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих полномочия (п. 3.26 Регламента ФАС России).

Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

В начале заседания комиссии участник должен сообщить об обжалуемых действиях (бездействии) заказчика и о своих требованиях (п. 3.29 Регламента ФАС России).

По возникающим вопросам участник вправе давать пояснения в устной или письменной форме.


3.4. Отзыв жалобы на действия заказчика, поданной участником в контрольный орган

Участник вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (ч. 15 ст. 105 Закона № 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы. При этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.


3.5. Возможные действия участника в зависимости от результатов рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает решение о признании жалобы обоснованной, необоснованной или обоснованной в части установленных нарушений (п. 3.33 Регламента ФАС России).

Если результаты рассмотрения жалобы не устраивают участника, он может обжаловать вынесенное решение в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3.34 Регламента ФАС России).


4. Обжалование действий заказчика в суде

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Такой вывод следует из п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ. Соответствующее заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (ст. 35 АПК РФ).

Подать заявление можно на бумажном носителе или в электронной форме. В электронной форме заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет после прохождения пользователем регистрации (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ).

Требования к содержанию заявления приведены в ч. 1 ст. 199 АПК РФ.

К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в ст. 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).


Правительство Амурской области Сайт Правительства Амурской области Правительство Амурской области Правительство Амурской области г. Благовещенск, ул. Ленина, 135 675023 Россия 0