Вопросы-ответы с Открытого форума прокуратуры Амурской области 04.05.2018 по теме: «Защита прав и интересов несовершеннолетних, в том числе на охрану жизни и здоровья»

Дата размещения: 07.08.2018 17:23
Дата изменения: 17.08.2018 16:48


Вопрос: Каков механизм защиты прав несовершеннолетних, кто их по закону уполномочен защищать, в том числе детей-инвалидов?

Ответ представителя прокуратуры области: Согласно ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ защита прав и интересов детей, в том числе детей -инвалидов, возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Родителями являются лица, от которых произошли дети по рождению.

Законными представителями несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, не достигших 14-ти лет (малолетних), являются усыновители, опекуны (ст. 28 ГК РФ, ст. 64 СК РФ) и иные лица.

Законными представителями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, являются усыновители, попечители (ст. 26 ГК РФ, ст. 64 СК РФ) и иные лица.

К иным лицам, которым это право предоставлено федеральным законом, можно отнести органы опеки и попечительства, учреждение, в котором ребенок находится на воспитании и др.

Так, согласно ч. 2 ст. 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание семью или учреждение исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагаются на органы опеки и попечительства.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия по защите прав граждан, в том числе несовершеннолетних, детей – инвалидов, возлагается на органы прокуратуры, куда вправе обратиться любой гражданин, законный представитель несовершеннолетнего за защитой нарушенных прав.

 

Вопрос: Может ли прокурор обратиться с исковым заявлением в суд о предоставлении жилого помещения в интересах гражданина, относящегося к категории детей-сирот, если до 23 лет указанный граждан не встал на учет в органах опеки и попечительства?

Ответ представителя прокуратуры области: Согласно требованиям действующего законодательства, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых гражданин своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, судом требование об обеспечении вне очереди жилым помещением по договору социального найма лица, относящегося к категории детей-сирот, подлежит удовлетворению.

Таким образом, в случае, когда лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не встало на учет нуждающихся в жилом помещении по уважительным причинам (ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства; состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов; незаконный отказ органов опеки и попечительства в постановке на учет, либо незаконное снятие с учета) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении жилого помещения такому лицу.

Позиция Верховного суда изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013).

              

Вопрос: На территории области имеются факты незаконного вскрытия и активации промокодов на упаковках тест-полосок, выдаваемых в рамках медицинского обеспечения детям диабетикам в Амурской области, которые являются частью бонусной программы и предоставляют возможность путем их активации копить баллы и обменивать на различные товары, оплачивать услуги и т.п. Известно ли о таких фактах? Какие меры можно принять министерством по недопущению поступления таких тест-полосок на территорию Амурской области?

Ответ представителя Министерства здравоохранения области: В Амурской области больные сахарным диабетом, обеспечиваются медицинскими изделиями в рамках реализации программы «Обеспечение больных сахарным диабетом современными лекарственными препаратами, высококачественными инсулинами, сахароснижающими препаратами и средствами самоконтроля».

Согласно заключенному Государственному Контракту № 75                 от 29.01.2018 медицинские изделия (тест-полоски) поступили в Амурскую область на склад ГАУЗ АО «Амурской областной детской клинической больницы» 05.02.2018, совместно с представителем производителя компании Джонсон & Джонсон по Амурской области товар принят без нарушения целостности упаковок (коробок), согласно документации по качественному и количественному наличию.

На сегодняшний день фактов незаконного вскрытия и активации промокодов на упаковках тест-полосок (для определения уровня глюкозы крови) со стороны медицинских работников учреждений здравоохранения Амурской области не установлено.

Предметом контракта являются тест-полоски, для определения уровня глюкозы крови «Акку-Чек Актив» и «One Touch Select», наличие промокодов – это рекламная акция компании Джонсон & Джонсон.

По требованию прокуратуры области министерством здравоохранения направлен запрос представителю компании Джонсон & Джонсон о предоставлении информации по обращению от актива матерей детей с сахарным диабетом о незаконном вскрытии и активации промокодов на упаковках тест-полосок, выдаваемых в рамках медицинского обеспечения детям, больным сахарным диабетом в Амурской области.

Представитель компании производителя Орлова Г.В. в устной форме пояснила, что в настоящий момент в компании Джонсон & Джонсон проводится служебное расследование по факту произошедшего, выясняются обстоятельства хищения промокодов на стадии «производитель-поставщик».

До окончания расследования, которое проводит компания производитель Джонсон & Джонсон, гражданам, которые не получили бонусные баллы, необходимо обратиться на телефон горячей линии компании Джонсон & Джонсон (8–800–555–27–47), с целью получения бонусной компенсации.

После окончания внутреннего расследования и получения официального ответа от компании Джонсон & Джонсон министерство здравоохранения области предоставит дополнительную информацию.

 

Вопрос: На территории области существует проблема своевременного лекарственного обеспечения по рецептам врачей детей-инвалидов, а также обеспечения их лечебным питанием, каким образом решается данная проблема министерством?

Ответ представителя Министерства здравоохранения области: Обеспечение детей-инвалидов области льготными лекарственными препаратами осуществляется на основании Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» больные имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами (федеральные льготники).

         За три месяца 2018 года обеспечено 458 детей–инвалидов по программе дополнительного лекарственного обеспечения, получили лекарственные препараты по 1524 рецептам на сумму 3794,84 тыс. рублей.

         На данный момент количество рецептов, поставленных на отсроченное обеспечение по федеральной льготе лекарственными препаратами детей -инвалидов составляет 70 шт., основную часть которых составляют льготные рецепты на получение сахароснижающих лекарственных препаратов.

         Министерством здравоохранения области проводятся организационные мероприятия по закупке сахароснижающих лекарственных препаратов, инсулинов ультракороткого, короткого, среднего и продленного типа действия для обеспечения детей-инвалидов в рамках реализации Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

         Электронные аукционы от 24.04.2018, 25.04.2018, 27.04.2018 признаны состоявшимися.

         Ориентировочное поступление сахароснижающих лекарственных препаратов, инсулинов ультракороткого, короткого, среднего и продленного типа действия в Амурскую область ожидается до 01.06.2018.

         Лечебный продукт для больных фенилкетонурией с 1 года до 7 лет «Афенилак 40» и «Афенилак 70» для обеспечения детей-инвалидов в соответствии с заключенным Государственным Контрактом № 134 закуплен и поставлен в Амурскую область 28.03.2018. Электронные аукционы от 02.03.2018 на поставку лечебного продукта «Ликвиджен» признаны несостоявшимися ввиду отсутствия предложений от поставщиков. Проведение и размещение повторного электронного аукциона планируется на конец мая 2018.

         Для обеспечения детей, страдающих социально-значимыми заболеваниями министерством здравоохранения области в 2018 закуплены антианемические, противоэпилептические лекарственные препараты, а также для лечения органов дыхания и гепатопротекторы.

         Вопрос лекарственного обеспечения льготной категории граждан, в том числе детей, детей-инвалидов находиться на постоянном контроле в министерстве здравоохранения Амурской области.

 

Вопрос: Каким образом на территории области решается проблема предоставления жилой площади семьям с детьми – инвалидами с учетом требований федерального, областного законодательства?

Ответ представителя Министерства социальной защиты населения области: Законом Амурской области от 18.01.2007 № 284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области» (далее – Закон № 284-ОЗ) предусмотрено предоставление семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилье до 01.01.2005, меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

        Данная мера социальной поддержки предоставляется министерством в форме социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, выделяемой за счет средств федерального бюджета. Порядок предоставления и использования единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержден постановлением Правительства области от 15.06.2010 № 310 (далее - Порядок).

          Законом Амурской области от 22.12.2017 № 165-ОЗ «О внесении изменений в статью 11 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» и в Закон Амурской области «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, проживающих на территории Амурской области» в Закон № 284-ОЗ внесены изменения, предусматривающие предоставление дополнительной меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств областного бюджета.

         На данную дополнительную меру социальной поддержки имеют право инвалиды I и II групп, а также семьи, имеющие детей – инвалидов, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилье после 01.01.2005 и имеющие заболевания, включенные в перечень, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Указанная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета предоставляется в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, согласно очереди, сформированной по дате постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье.

 

Вопрос: Какая сложилась практика на территории области по изъятию детей из семьи?

Ответ представителя Министерства социальной защиты населения области: В настоящее время вопрос, связанный с процедурой изъятия ребенка у родителей (одного из них) при непосредственной угрозе его жизни или его здоровью, является одним из самых напряженных в социальной сфере Амурской области. Сейчас эта норма регулируется статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-Ф «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также Федеральным законом от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве».

        На основании указанных федеральных нормативных правовых актов органы опеки и попечительства Амурской области осуществляют отобрание детей у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых они находятся - при непосредственной угрозе их жизни или здоровью. Вместе с тем в течение семи дней после вынесения главой муниципального образования Амурской области акта об отобрании ребенка, орган опеки и попечительства обращается в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

        Таким образом, ограниченные временные рамки, установленные федеральным законодательством, не позволяют органам системы профилактики области провести профилактические мероприятия с несовершеннолетним и его семьей, направленные на социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую реабилитацию по выходу семьи из трудной жизненной ситуации.

       В соответствии с приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» на несовершеннолетних, самовольно оставивших семью, самовольно ушедших из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из СУВУЗТ, а также не имеющих места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию, составляется акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

        Вместе с тем в настоящее время в Амурской области участились случаи отказов сотрудников территориальных органов внутренних дел при поступлении служебного сообщения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на телефон оперативного дежурного о фактах нахождения несовершеннолетних в условиях, угрожающих жизни и здоровью, осуществлять выезды в семью и при необходимости выводить детей из семьи по Акту оперативного дежурного о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

         В целях осуществления своевременных мероприятий по реинтеграции ребенка в семью, связанных с минимизацией случаев ограничения/лишения родительских прав родителей (законных представителей), министерство социальной защиты населения области предлагает рекомендовать районным (городским) прокуратурам взять на контроль вывод детей из семей в рамках межведомственного взаимодействия с территориальными органами внутренних дел по выводу ребенка из семьи по акту оперативного дежурного.

 

Вопрос: По какой причине в настоящее время сокращается количество дней реабилитации детей-инвалидов в санаторно-курортных организациях, в том числе на базе государственного автономного учреждения социального обслуживания Амурской области «Реабилитационный центр «Бардагон» с 21 дня до 12 дней реабилитации?

Ответ представителя Министерства социальной защиты населения области: Согласно графику заездов на 2017 год, утвержденному министерством социальной защиты населения области, продолжительность пребывания в ГАУ СО АО «Реабилитационный центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Бардагон» (далее - Центр)  составляла 19 календарных дней. Однако, в связи с поступлением в начале 2017 года заявок, количество которых превысило лимит наполняемости Центра, и образованием очередей на заезды, министерством принято решение об увеличении количества заездов на реабилитационные смены в Центр с целью сокращения очередности и предоставления возможности большему количеству детей-инвалидов пройти реабилитацию на базе Центра.

          Вместе с тем из-за увеличения количества заездов произошло сокращение дней пребывания (до 12), количества человек в заездах (до 56). В связи с сокращением срока пребывания с августа 2017 года Центр переведен на шестидневный график работы. Получить услуги в отделении медико-социальной реабилитации Центра можно с понедельника по субботу включительно. В отделении психолого-педагогической помощи - всю неделю по графику Центра, включая выходные дни. Таким образом, в течение 12-дневного пребывания в Центре дети-инвалиды в полном объеме проходят курс реабилитации и получают все необходимые виды услуг.

         Центр не относится к санаторно-курортным организациям, а является реабилитационным центром, специализирующимся на предоставлении социальных услуг по реабилитации детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также имеющих заболевания костно-мышечной системы, центральной и периферической нервной системы, бронхо-легочной, сердечно-сосудистой систем и эндокринными заболеваниями, в связи с этим, права детей-инвалидов на получение реабилитационных услуг и сроки пребывания в Центре министерством не нарушены.

 

Вопрос: Каким образом осуществляется обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным питанием в общеобразовательных организациях, а также в случае их обучения на дому?

Ответ представителя Министерства образования и науки области: В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходов на обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях (Приложение № 18 к постановлению Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 448 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Амурской области на 2014 - 2020 годы»), субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - муниципальные образования) в указанных целях предоставляются:

        - на обеспечение бесплатным двухразовым питанием детей с ОВЗ, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях по адаптированной образовательной программе и не проживающих в них;

        - на обеспечение детей с ОВЗ, получающих образование на дому по адаптированной образовательной программе, реализацию которой осуществляют муниципальные общеобразовательные организации, сухим пайком либо предоставление таким детям ежемесячной компенсационной денежной выплаты на питание.

        Размер стоимости двухразового питания в день для детей с ОВЗ, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях по адаптированной образовательной программе и не проживающих в них, определяется муниципальными образованиями.

        Размер ежемесячной компенсационной денежной выплаты на питание или стоимость сухого пайка для детей с ОВЗ, получающих образование на дому по адаптированной образовательной программе, реализацию которой осуществляют муниципальные общеобразовательные организации, определяется муниципальными образованиями самостоятельно, исходя из стоимости двухразового питания в день для детей с ОВЗ, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях по адаптированной образовательной программе и не проживающих в них, по муниципальным образованиям в среднем составляет до 250 рублей.

 

Вопрос: Обеспечиваются ли дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) профессиональным образованием?

Ответ представителя Министерства образования и науки области: В профессиональных образовательных организациях, подведомственных минобрнауки Амурской области обучается 203 инвалида по профессиям (специальностям): повар, мастер ЖКХ, мастер общестроительных работ, товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, пекарь, обувщик по ремонту обуви, швея, коммерция (по отраслям), маляр, штукатур, столяр, плотник, бухгалтерский учет, мастер животноводства, мастер по техническому обслуживанию и ремонту тракторно-машинного парка, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, прикладная информатика и 192 лица с ОВЗ, осваивающих программы 7 вида. Обучающиеся данной категории получают профессии: «Каменщик», «Облицовщик-плиточник», «Обувщик по ремонту обуви», «Повар», «Портной», «Плодоовощевод».

         В настоящее время государственным заданием образовательным организациям: ГПОАУ «Амурский колледж сервиса и торговли», ГПОАУ «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства», ГПОАУ «Амурский аграрный колледж», ГПОАУ «Райчихинский индустриальный колледж», ГПОАУ «Амурский технический колледж» предусмотрены средства областного бюджета для организации обучения по программам профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (для детей, имеющих недостатки в умственном развитии).

          Согласно п. 2 ст. 68 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования.

         В соответствии с п. 13 ст. 60 Закона и приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам» лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости) выдается свидетельство об обучении.

         Указанное свидетельство не является документом об образовании, поскольку данная категория обучающихся не усваивает в процессе получения образования уровень общего образования, установленный федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования, и не проходит государственной итоговой аттестации.

         В то же время названное свидетельство дает право на прохождение профессиональной подготовки в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292.

         Таким образом, если выпускник общеобразовательной организации получил аттестат об основном общем образовании и медицинскую справку формы 086-У, он на общих основаниях может поступить в профессиональную образовательную организацию на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена. При условии получения свидетельства об обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выпускник имеет право поступить в профессиональную образовательную организацию на обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

 

Вопрос: Какие основные медицинские услуги предоставляются несовершеннолетнему в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования?

Ответ представителя территориального Фонда обязательного медицинского страхования области: Перечень медицинских услуг, предоставляемых несовершеннолетнему по полису обязательного медицинского страхования, закреплен соответствующим постановлением Правительства РФ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» на очередной год, а также принимаемой в соответствии с ним Территориальной программой обязательного медицинского страхования.

         За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках Территориальной программы ОМС застрахованным лицам оказываются:

         - первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь;

         - скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации);

         - специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.

         Кроме того, осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение, а также мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара.

         Все граждане, включая несовершеннолетних, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи при следующих заболеваниях и состояниях: инфекционные и паразитарные болезни; новообразования; болезни эндокринной системы; расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы; болезни крови, кроветворных органов; отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; болезни глаза и его придаточного аппарата; болезни уха и сосцевидного отростка; болезни системы кровообращения; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования); болезни мочеполовой системы; болезни кожи и подкожной клетчатки; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; врожденные аномалии (пороки развития); деформации и хромосомные нарушения; беременность, роды, послеродовой период и аборты; отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период; психические расстройства и расстройства поведения; симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям.

            Также в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования предоставляется бесплатно спальное место и питание, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний.     

 

Вопрос: Можно ли узнать о правах детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на обеспечение техническими средствами реабилитации (в рамках рекомендаций ИПР/ИПРА), санаторно-курортным лечением (при наличии показаний к его прохождению) и проездом к месту лечения (в том числе санаторно-курортного) и обратно?

Ответ представителя ГУ АРО Фонд социального страхования РФ: Региональное отделение осуществляет реализацию мер социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставляя им услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями и услугами (далее – ТСР, ПОИ, услуги), по обеспечению санаторно-курортным лечением и проездом с 01.01.2016 после передачи отдельных государственных полномочий из министерства социальной защиты населения Амурской области.

         По данным Амурстата, на конец 2017 года в Амурской области численность детей-инвалидов составляла 4069 человек.

         Всего за период с 01.01.2016 по настоящее время с заявлениями об обеспечении различными видами ТСР, ПОИ, услуг обращалось 894 ребенка-инвалида (через своих представителей). В настоящее время на учете по обеспечению ТСР, ПОИ, услугами состоит примерно 700 детей.

         Обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется строго в рамках рекомендаций, установленных бюро МСЭ в индивидуальных программах реабилитации или индивидуальных программах реабилитации и абббилитации (далее - ИПР/ИПРА).

         На обеспечение ТСР/ПОИ/услугами региональному отделению в текущем году уже доведено 89 050,2 тыс. рублей (из них 83 472,5 тыс. рублей – на обеспечение «в натуре» по заключаемым контрактам и договорам, 5 500,0 тыс. рублей – на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР/ПОИ/услуги).

         На данный момент средства на приобретение ТСР/ПОИ/услуг (для льготной категории граждан всех возрастных групп) размещены в закупках на 96,4 %; оставшаяся часть денежных средств зарезервирована на приобретение кресел-колясок для инвалидов, в связи со сложившейся в настоящее время высокой потребностью в указанных изделиях (в 2017 году на реализацию указанного направления деятельности региональному отделению было доведено 141 593,5 тыс. рублей, лимиты реализованы на 99,8% в рамках 116 контрактов и договоров на приобретение ТСР, ПОИ, услуг).

        В настоящее время региональным отделением заключены государственные контракты и договоры на приобретение лицам со статусом «ребенок-инвалид» следующих средств реабилитации: кресел-колясок базовых комнатных и прогулочных, кресел-колясок для больных ДЦП (осуществляется выписка направлений и развоз изделий по месту жительства), слуховых аппаратов, средств ежедневного использования: подгузников, пеленок и специальных средств при нарушениях функций выделения и по уходу за стомой (произведено квартальное обеспечение (начиная с марта-апреля), обеспечение на 1 квартал 2018 г. (произведено в декабре 2017 года), на изготовление сложной ортопедической обуви (подрядчик - ГУП АО РТЦ), протезов и протезно-ортопедических изделий (ГУП АО РТЦ, ООО «Сколиолоджик.ру»).

         После поставки товара в регион по контрактам на приобретение опор для стояния/сидения/лежания, кресел-стульев с санитарным оснащением, противопролежневых матрацев и подушек, специальных средств для коррекции слабовидения начнется выписка направлений по обеспечение указанными видами ТСР. Детям-инвалидам в период с 01.01.2018 предоставляются услуги по сурдопереводу.

        В стадии подписания находятся контракты на поставку ходунков, на оказание услуг по ремонту протезов; в стадии размещения – закупки кресел-колясок с электроприводом, ПОИ (индивидуальное сложное протезирование, в том числе детей-инвалидов), средств ежедневного использования (подписание контрактов состоится ориентировочно до конца мая текущего года), слуховых аппаратов и ушных вкладышей. Внесены в План-график и План закупок изменения о включении новых закупок: кресел-колясок для всех возрастных категорий групп инвалидов (245 шт.), ПОИ (в том числе дорогостоящее для ребенка-инвалида на сумму около 2 000 тыс. рублей), слуховых аппаратов, средств ежедневного использования, прочих ТСР (телефоны, телевизоры, говорящие книги, сигнализаторы, ходунки, опоры, приспособления для захвата предметов), на проезд к месту получения протезно-ортопедических изделий в г. Санкт-Петербурге и обратно. Размещение указанных закупок состоится в мае текущего года.       

          Кроме того, информируем, что письмом в адрес Фонда от 30.03.2018 региональное отделение выразило желание участвовать в реализации на территории области проекта «Социальный персональный информационный навигатор для детей-инвалидов». Указанный сервис позволит родителям детей-инвалидов в оперативном порядке получать всю необходимую информацию от регионального отделения об этапах исполнения рекомендаций ИПР/ИПРА по обеспечению ТСР/ПОИ/услугами.

          В части санаторно-курортного обеспечения указанной льготной категории граждан сообщаем, что в 2017 году региональному отделению из средств федерального бюджета для обеспечения санаторно-курортным лечением инвалидов всех возрастных групп и сопровождающих их лиц предоставлено   30416,4 тыс. рублей; в 2018 г. – 30447,0 тыс. рублей.

         На учете в региональном отделении на данный момент состоит 3756 человек, в том числе дети – 267 человек. Из них 142 (53%) – это дети с заболеваниями нервной системы.

         С целью отбора санаторно-курортных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ региональным отделением в 2017 г. проведены аукционы, по результатам которых подписано 20 государственных контрактов, из них 3 - по направлению оздоровления детей-инвалидов. Всего приобретено 1255 путевок, в том числе для детей – 104 путевки (39,4% детей, 35% взрослых) в санатории: ООО «Изумрудный» Приморского края - 80 шт. для детей с заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата; 14 шт. - с заболеваниями пищеварительной системы; ООО «Кульдур» Еврейской АО - 10 шт. для детей с ДЦП.

         В текущем году первый контракт на приобретение санаторно-курортных путевок заключен 16.04.2018 с санаторием Еврейской АО «Кульдур» - на оказание услуг по санаторно-курортному лечению детей-инвалидов, в том числе с ДЦП, по классам МКБ – 10: XIII «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани»; VI «Болезни нервной системы» и сопровождающих их лиц на 30 путевок, сроки заезда: 20.05.2018 – 10 путевок; 03.07.2018 – 20 путевок.

         В стадии подписания находится еще один государственный контракт с санаторием Приморского края «Изумрудный» для детей с заболеваниями    пищеварительной и эндокринной систем.

         В связи с тем, что на участие в конкурсе по санаторно-курортному лечению детей-инвалидов на побережье Японского моря в г. Владивосток не подано ни одной заявки (подведение итогов состоялось – 19.04.2018), в перспективе планируется аукцион (место оказание услуг – Приморский край) для детей с заболеваниями органов дыхания и опорно-двигательного аппарата (ожидается участие в закупке санатория «Сахарный ключ»).   

        По вопросу приобретения путевок только в санатории Дальневосточного региона, отметим, что приказом Минздрава России от 05.05.2016 г. № 281н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения» предусмотрены медицинские показания для санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях, расположенных в климатической зоне проживания пациента. Другая причина – высокая стоимость проезда до санатория и обратно в южные регионы страны, с учетом необходимости сопровождения.

         В настоящее время идет распределение путевок в санатории для граждан с заявлениями 2013, 2014, 2015 г.г., в этой связи необходимо отметить, что специалисты регионального отделения столкнулись с рядом проблем: невозможность связаться с заявителями, не всегда доступны телефоны, что говорит о том, что граждане не своевременно информируют региональное отделение о смене контактных данных, и у 60 % льготников просрочена справка для получения путевки по форме № 070/у. Обращаем внимание, что информация о необходимости обновления справки и уведомления регионального отделения о смене адреса проживания, иных контактных данных размещена на нашем официальном сайте в сети «Интернет». Указанная информация также доводится до сведения граждан льготной категории специалистами регионального отделения на различных консультативных площадках.

          Относительно проезда льготной категории граждан на ВМП по направлениям минздрава области сообщаем, что в 2017 году лимиты бюджетных обязательств на указанные цели утверждены в сумме 5 390,1 тыс. руб. После получения лимитов, ассигнования размещены путем проведения 3 электронных аукционов (400 перевозок по маршруту Благовещенск – Москва – Благовещенск) и заключения 11 договоров (99 перевозок) по маршруту Благовещенск – Москва; Москва – Благовещенск, Санкт-Петербург-Благовещенск.

         Количество граждан, обратившихся в региональное отделение за проездом к месту лечения и обратно в 2017 году составило 655 чел.: из них по маршруту Благовещенск – Москва – Благовещенск и Санкт-Петербург-Благовещенск 149 чел. воспользовались авиационным видом транспорта (в их числе 116 несовершеннолетних), 43 чел. осуществили проезд ж/д транспортом, 11 граждан отказались от получения государственной услуги в виде бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования и приобрели авиабилеты за свой счет. Оставшиеся 452 чел. следовали к месту лечения ж/д транспортом по маршрутам: от места жительства до Новосибирска, Барнаула, Ессентуков, Бийска, Владивостока, Бердска, Геленджика, Иркутска, Екатеринбурга, Калининграда, Иванова, Калуги, Красноярска, Кургана, Новокузнецка и в обратном направлении.

         В 2018 году региональному отделению на обеспечение льготной категории граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, утверждены лимиты в общей сумме 5 000,00 тыс. рублей.

         В связи с объективной причиной (некорректная работа программного обеспечения сервиса ГИИС «Электронный бюджет») в региональном отделении отсутствовала возможность в начале 2018 года выдавать всем желающим заявителям на государственную услугу именные направления на приобретение проездных документов авиационным видом транспорта в соответствии с имеющейся потребностью.

         В соответствии с п. 11 Правил № 864, п. 4.2. Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, п. 10.2. Административного регламента, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.2012 № 271н, проезд к месту лечения и обратно авиационным транспортом (экономическим классом) допускается при:

         - отсутствии железнодорожного сообщения;

         - меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);

        - наличии у инвалида заболевания или травмы спинного мозга.   

       Перечень оснований для проезда к месту лечения и обратно авиационным транспортом, указанный в нормативных документах, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

       Какие-либо иные обстоятельства не могут являться основанием для обеспечения бесплатным проездом к месту лечения и обратно авиационным транспортом за счет средств федерального бюджета, выделяемых Фонду социального страхования РФ для финансирования отдельных видов государственной социальной помощи.

        Нормы о предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно являются императивными и не могут быть изменены по усмотрению сторон данных правоотношений.

        Таким образом, со стороны медицинских показаний (состояния здоровья инвалида либо ребенка - инвалида) единственным основанием для предоставления проезда к месту лечения и обратно авиационным транспортом является наличие заболевания или травмы спинного мозга.

        Иные заболевания или состояние здоровья (равно как и справки медицинских организаций с рекомендациями перелета) не являются безусловным основанием для предоставления проезда авиационным транспортом. В этих случаях перелет может быть обеспечен только при условии меньшей его стоимости по сравнению с проездом железнодорожным транспортом.

          В первом квартале 2018 года именные направления на приобретение проездных документов на проезд авиационным транспортом оформлялись региональным отделением в рамках следующих договоров: № 815 от 29.12.2017 (10 перевозок), № 816 от 29.12.2017 (6 перевозок) – для граждан с датами госпитализации на январь-февраль 2018 года, № 47 от 05.03.2018 г. (9 перевозок), № 58 от 15.03.2018 г. (9 перевозок) - для граждан с датами госпитализации в марте 2018 г., № 70 (6 перевозок) - для граждан с датами госпитализации в апреле 2018 г. При этом, при оформлении именных направлений учитывалась очередность, то есть дата подачи в региональное отделение заявления, а также дата госпитализации в лечебное учреждение.

         После доведения в начале марта лимитов (в общей сумме, согласно справки об изменении бюджетной росписи расходов от 27.02.2018 - 4 500 тыс. рублей) региональным отделением в план закупок и план-график включена закупка на оказание услуг по перевозке авиационным транспортом (экономическим классом) граждан-получателей набора социальных услуг и сопровождающих их лиц к месту лечения и обратно в 2018 году по маршруту Благовещенск – Москва – Благовещенск со сроком оказания услуг по 01.11.2018 (открытый аукцион в электронной форме) на сумму 4 003,6 тыс. рублей. В настоящее время (27.04.2018) государственный контракт подписан и зарегистрирован, специалисты регионального отделения оформляют именные направления на авиаперелет к месту лечения и обратно.

         Вопрос обеспечения граждан льготной категории проездом к месту лечения и обратно авиационным транспортом является проблемным, в том числе, в связи с отказом перевозчиков оказывать услуги в течение всего 2018 года по ценам ниже стоимости проезда железнодорожным транспортом.

        Перевозчики на ежемесячные официальные запросы ценовых предложений направляют в региональное отделение информацию о стоимости авиаперелета, которая в значительной степени превышает стоимость проезда железнодорожным транспортом (АК «Сибирь» - маршрут Благовещенск – Москва – Благовещенск 60 980 руб., Благовещенск – Санкт-Петербург – Благовещенск 61 330 руб., АК «Икар» Благовещенск – Москва – Благовещенск 47 835 руб. в одну сторону), что, в свою очередь, в перспективе препятствует заключению государственного контракта и договора на авиаперевозку.

         Кроме того, авиаперевозчики не выходят на участие в аукционах по оказанию льготной категории граждан проезда авиационным видом транспорта. Так 22.02.2018 на заседании комиссии регионального отделения по подведению итогов размещенного аукциона по проезду льготной категории граждан к месту протезирования в федеральные клиники (г. Санкт-Петербург) принято решение о том, что аукцион признан не состоявшимся, в связи с тем, что на участие в нем не подано ни одной заявки. В последующем, в ходе телефонных переговоров с представителями авиакомпаний выяснено, что перевозчиков не устроила рассчитанная региональным отделением стоимость авиаперевозок (ниже установленных тарифов на железнодорожную перевозку). В телефонном разговоре официальный представитель «Авиакомпании «Сибирь», специалист отдела по работе с государственными структурами 10.04.2018 сообщил, что их не интересуют предложения регионального отделения по заключению прямых договоров на перевозку льготников до 100 000 руб. (в том числе спинальных больных обращающихся за услугой) и на участие в объявленном аукционе на сумму 4 003,639 тыс. руб.

         Хотелось бы обратить внимание на многочисленные обращения граждан льготной категории в региональное отделение в течение первого квартала 2018 года с просьбой выплатить компенсации самостоятельно понесенных расходов на приобретение субсидированных авиабилетов (т.е. ниже стоимости проезда по аналогичному маршруту ж/д транспортом). На указанные обращения региональное отделение вынуждено отвечать отказом со ссылкой на отсутствие правовых норм, предусматривающих такую форму реализации права на осуществление проезда.

         Само по себе наличие субсидий не влияет на стоимость перевозок по контрактам, заключаемым региональным отделением, так как авиакомпании выходят с ценовыми предложениями выше, чем цена билетов, реализуемых через агентства физическим лицам.

         

Вопрос: Какие лекарственные препараты положены ребенку 9 месяцев?

Ответ представителя территориального органа Росздравнадзора по Амурской области: Действующим постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 определен перечень групп населения (в том числе дети до трех лет жизни) и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

      Порядок обеспечения лекарственными препаратами и объем финансирования на эти цели определяет субъект Российской Федерации.

        Региональным нормативным документом - постановлением губернатора области от 28.04.2008 № 192 утвержден Порядок лекарственного обеспечения отдельных групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты для медицинского применения отпускаются по рецепту врача (фельдшера) бесплатно.

       Заболевания у детей первых трех лет жизни включены в Перечень групп населения и категорий заболеваний, утвержденный постановлением губернатора области от 28.04.2008 №192, для проведения лечения в амбулаторных условиях за счет средств регионального бюджета.

       Основанием для выписывания лекарственных препаратов и оформления льготных рецептов является наличие соответствующих показаний, при обращении пациента за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение области. Выписывание рецептов без медицинских показаний - запрещается.

       Постановлением Правительства области от 29.12.2017 № 628 (ред. от 22.03.2018) утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы, в которой в приложении № 4 утвержден Территориальный перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

        Таким образом, дети первых трех лет жизни имеют право на обеспечении лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии медицинских показаний, в соответствии с

утвержденным Территориальным перечнем лекарственных препаратов.

 

Вопрос: Каков порядок разработки ИПРА инвалида, в том числе ребенка-инвалида, как включаются в ИПРА санаторно-курортное лечение и технические средства реабилитации?

Ответ представителя ФГУ «Главное Бюро МСЭ по Амурской области: В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ст. 11) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

           Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

          Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

          Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

          Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

          Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в установленном законом Порядке.

          Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

          Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 № 486н.

         Разработка ИПРА инвалида осуществляется специалистами бюро с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь. Поэтому рекомендации о нуждаемости в санаторно - курортном лечении, технических средствах медицинской реабилитации указываются в ИПРА на основании заключения медицинского учреждения, направившего гражданина на медико-социальную экспертизу.

        Разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка.

       Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

        По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

        Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации утвержден приказом Минтруда России от 28.12.2017 № 888н.

        ИПРА инвалида разрабатывается на срок, соответствующий сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

        При необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида.

        При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик, ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий инвалиду (ребенку-инвалиду), по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

        В случае несогласия с решением бюро (главного бюро, Федерального бюро) о рекомендуемых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации или услугах, предоставляемых инвалиду, инвалид (ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) вправе обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

 

Вопрос: По каким причинам длительное время не исполняются судебные решения по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, какие принимаются Управлением меры?

Ответ представителя УФССП по Амурской области: Работа по предоставлению жилья данной категории граждан, ведется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законами Амурской области.

        На данный момент остаток неоконченных исполнительных производств по предоставлению жилых помещений детям-сиротам составляет 608 исполнительных производств, из них 37 приостановлено (отложено) на основании судебного акта.       

       Законодательством в сфере исполнительного производства предусмотрены определенные рычаги воздействия на должников: взыскание исполнительского сбора, привлечение к административной и уголовной ответственности. Постановления о взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам указанной категории вынесены в рамках 346 исполнительных производств, или в рамках каждого второго ИП.

        Вместе с тем при получении постановлений о взыскании исполнительского сбора должники-бюджетополучатели обращаются в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ в суды Амурской области за освобождением от взыскания исполнительского сбора.

        Как показывает судебная практика Амурской области, при рассмотрении административно-исковых заявлений должников-бюджетополучателей об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд, как правило, приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

        Так, в текущем году в рамках 12 исполнительных производств о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должники-бюджетополучатели освобождены от уплаты исполнительского сбора. В 2017 году освобождено от уплаты исполнительского сбора в рамках 45 ИП.

         Структурными подразделениями Управления в текущем году составлено 17 административных протоколов (МОСП по г. Свободному и Свободненскому району), которые по ч.ч. 1 и 2 ст. 17.15, по ч. 1 ст. 17.14 в отношении глав администраций по факту не предоставления жилья детям-сиротам судом не прекращались.

        В соответствии с Федеральным законом от 05.10.2015 № 288-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», установлены основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении главы муниципального образования, иного должностного лица органа местного самоуправления, а также руководителя муниципального учреждения.

         В частности, если установлено, что должностным лицом муниципального образования вносилось или направлялось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица подлежит прекращению.

          В течение трех месяцев 2018 года в органы дознания Управления сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 315 УК РФ (заявления, рапорты должностных лиц), в рамках исполнительных производств о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поступали, в связи с чем, доследственная проверка в рамках ст.ст. 144-145 УПК РФ не проводилась и, соответственно, уголовные дела не возбуждались.

          В соответствии с Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений осуществляется при наступлении определенных обстоятельств, а именно:

         - при достижении совершеннолетия;

        - при приобретении полной дееспособности до достижения совершеннолетия;

        - при завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;

        - по окончании военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.

        Для этой цели министерством социальной защиты населения области формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу области в хронологической последовательности по дате постановки на регистрационный учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении. В первоочередном порядке жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты, имеющие судебные решения. Очередность таких граждан формируется по дате принятия судебного решения.

         Полномочия по приобретению жилых помещениях для детей-сирот на территории Амурской области в соответствии с Законом Амурской области 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» переданы органам местного самоуправления области.

        Жилые помещения органами местного самоуправления предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в границах соответствующего муниципального района и городского округа области, на территории которого граждане указанной категории поставлены на регистрационный учет.

        Правительством изменена Методика расчета субвенции для муниципальных районов и городских округов Амурской области на приобретение жилья, благодаря которой установлены единые правила распределения субвенции.

       Согласно нововведениям в законодательстве стоимость приобретаемого за счет средств субвенции жилого помещения рассчитывается исходя из:

     - норматива общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета субвенции (33 кв. м);

       - норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному району или городскому округу, на территории которого приобретается жилое помещение, установленного Правительством области, для расчета субвенции по каждому муниципальному району или городскому округу области.

        Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета.

        Объем субвенции на приобретение жилья детям-сиротам в 2017 году составил 169,4 млн. руб., из них:

        - из средств областного бюджета- 93,3 млн. руб.

        - из средств федерального бюджета- 76,1 млн. руб.

        В 2018 году на реализацию мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предусмотрены средства в сумме 114,5 млн. руб. (что по сравнению с 2017 годом меньше на 47,9 %), из них: из средств областного бюджета - 17,2 млн. руб.; из средств федерального бюджета - 97,3 млн. руб.

         Средства, предусмотренные на приобретение жилых помещений для детей - сирот, распределены по муниципальным районам и городским округам пропорционально количеству граждан указанной категории, состоящих на регистрационном учете в муниципальном образовании.

        Исходя из суммы денежных средств, предусмотренной на приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в 2018 году планируется приобрести 97 объектов недвижимости, в 2017 году приобретено 150.

        Принятие Федерального закона Российской Федерации от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» повлекло за собой значительное увеличение численности лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении и поставленных на регистрационный учет.

        Вместе с тем, следует отметить, основная часть судебных решений, обязывающих орган местного самоуправления предоставить жилое помещение, идет в разрез с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с указанным пунктом жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет и по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

       На практике органы местного управления, в целях исполнения судебных решений, предоставляют жилые помещения детям-сиротам, которые проходят обучение (в ином муниципальном образовании, либо за пределами субъекта Российской Федерации). Соответственно в таких жилых помещениях длительное время никто не проживает (что приводит к образованию задолженности за жилищно-коммунальные услуги) либо они сдаются в поднаем третьим лицам.

        Основная проблема, связанная с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа – отсутствие достаточного объема средств, необходимых для обеспечения их жилыми помещениями.

        С целью более полного и правильного исполнения решений судов о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Управлением организована работа по ежеквартальному информированию органов прокуратуры области и исполнительной власти, ответственных за составление проекта бюджета и его утверждение, об имеющихся на исполнении судебных решениях о предоставлении жилых помещений (с приложением реестра исполнительных производств), для того, чтобы исполнительная власть учитывала необходимость увеличения сметы расходов на предоставление жилья.

        С целью проверки муниципального жилого фонда структурными подразделениями области направлено требование в адрес муниципальных образований о проведении сплошной инвентаризации муниципального жилья, для дальнейшего его предоставления детям - сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей.

        Руководство Управления на постоянной основе принимает участие в совещаниях при губернаторе Амурской области, межведомственных совещаниях с участием прокуратуры области, минфина, министерства социальной защиты области, Уполномоченного по правам ребенка в Амурской области.

        На межведомственных совещаниях государственным органам, задействованным в процессе предоставления жилья указанной категории граждан, рекомендовано использовать все допустимые законом меры, способствующие исполнению судебных решений, восстановлению прав заявителей, в том числе: заключение мировых соглашений; отсрочку исполнения; замену способа и порядка исполнения решений судов; при наличии информации о количестве выпускников детских домов на текущий год принимать меры по своевременному решению вопроса об увеличении сметы расходов на обеспечение данной категории граждан жильем.

        

Вопрос: Какие меры принимаются в настоящее время для принудительного исполнения судебных решений о взыскании алиментов на детей, наказания виновных за злостное уклонение от их уплаты?

Ответ представителя УФССП по Амурской области: На начало мая текущего года остаток исполнительных производств о взыскании алиментов составил 6 949 на общую сумму задолженности в размере 894 063 тыс. руб.

         За рассматриваемый период текущего года судебными приставами-исполнителями осуществлено 973 выхода по месту жительства должников; в центры занятости населения направлено 511 должников, в результате чего 372 должника встали на учет, 56 - трудоустроились.

          К самым эффективным мерам, принимаемым судебными приставами-исполнителями с целью понуждения должника-неплательщика по алиментным платежам к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а также действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества (в том числе денежных средств), подлежащего взысканию по исполнительному документу, можно отнести следующие:

         1) обращение судебным приставом-исполнителем взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника. Так, из остатка исполнительных производств (6 949 ИП) в рамках 2 838 ИП судебными приставами-исполнителями установлено место получения дохода должников, обращено взыскание (или 40,8 % от остатка);

        2) установление временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации. На сегодня 3 667 должников ограничены в праве выезда за пределы РФ. Всего судебными приставами-исполнителями вынесено 2 995 постановлений. Общая сумма, взысканная в результате ограничения права выезда должников, составила 8,5 млн. руб.;

        3) установление временного ограничения на пользование должником специальным правом. На сегодня 1 395 должников ограничены в праве пользования специальным правом в рамках 1 426 исполнительных производств рассматриваемой категории, в том числе специальных прав, предоставленных следующими органами: ГИБДД — 1389, Гостехнадзор — 5, ГИМС — 1. Общая взысканная сумма денежных средств с должников по алиментам в результате ограничения специальных прав с начала текущего года составила 2,2 млн. руб.;

        4) арест имущества должников. Судебными приставами-исполнителями области в текущем году составлено 280 актов описи и арестов имущества, принадлежащего должникам по алиментным платежам. Общая стоимость арестованного имущества составила 1 804 тыс. руб., в результате реализации арестованного имущества судебными приставами-исполнителями в счет взыскателей перечислено 320 тыс. рублей;

         5) розыск должников по алиментам. В настоящее время в розыске находится 229 должников по алиментам, заведено 49 розыскных дел. Прекращено 92 розыскных дела, 80 из которых в связи с розыском должников;

         6) привлечение должников к административной ответственности (5.35.1 КоАП РФ). С января текущего года должностными лицами структурных подразделений Управления возбуждено 390 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ, рассмотрено судом 344 дела, из них: по 30 назначен административный арест; по 313 назначены обязательные работы; по одному - административный штраф;

         7) привлечение должников к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.

         Должники, уклоняющиеся от исполнения судебного решения об уплате алиментов, привлекаются к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 УК РФ. С начала текущего года по ч.1 ст.157 УК РФ в УФССП России по Амурской области возбуждено 207 уголовных дел, в суд с обвинительным актом направлено - 137. В основном судами по уголовным делам в отношении должников по алиментам выносятся наказания в виде исправительных работ, в отношении одного назначено наказание, связанное с лишением свободы.