на 2019-2021 годы

Дата размещения: 07.09.2018 12:17
Дата изменения: 07.09.2018 12:20


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ

Основные направления налоговой политики Амурской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее – Основные направления налоговой политики) разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Амурской области от 31.08.2007 №368-ОЗ «О бюджетном процессе в Амурской области» исходя из приоритетов определенных документами:

Федерального уровня:

Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2018 год от 01.03.2018;

Майскими Указами Президента Российской Федерации с № 596-№606;

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Регионального уровня:

Стратегией социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 13.07.2012 №380;

Комплексным планом социально-экономического развития Амурской области до  2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Амурской области от 31.01.2018 № 12-р;

Планом социального развития центров экономического роста Амурской области, утвержденного распоряжением Правительства Амурской области от 29.06.2018 № 80-р.

Кроме того при формировании Основных направлений налоговой политики учитывались основные обязательства Соглашения о мерах по социально экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Амурской области от 09.02.2018 №01-01-06/06-56, заключенного между Министерством финансов Российской Федерации и  Правительством Амурской области.

Основные цели и задачи налоговой политики на 2019-2021 годы:

Сохраняются задачи, поставленные в 2016 – 2017 годах:

обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов;

реализация приоритетных направлений социально-экономического развития Амурской области;

формирование благоприятного инвестиционного климата на территории области для повышения инвестиционной и предпринимательской активности.

Дополнительно к переходящим задачам предусмотрено:

создание условия для опережающего социально-экономического развития Амурской области не ниже среднероссийского уровня.

Основные направления налоговой политики будут учтены при планировании областного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления области.

Кроме того, данный документ представляет собой базу для подготовки органами исполнительной власти области изменений в законодательство о налогах и сборах.

I. Основные итоги реализации налоговой политики в 2017-2018 годах

Реализуемая в 2017-2018 годах налоговая политика направлена:

на обеспечение необходимого уровня доходов бюджета области;

на повышение эффективности предоставляемых налоговых льгот;

на стимулирование инвестиционной деятельности реального сектора экономики;

на внедрение в региональную практику  инвестирования особых условий хозяйствования;

на социальную поддержку населения.

В результате реализуемых мероприятий удалось:

обеспечить исполнение бюджета;

значительно увеличить объемы поступающих в Амурскую область инвестиций;

начать формирование новой экономической специализации региона (газопереработка);

стабилизировать рост социальных показателей; 

выполнить показатели, отраженные в майских Указах Президента Российской Федерации;

привлечь на территорию области новых инвесторов.

По итогам 2017 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области увеличены на 3,2 млрд. рублей. В 2017 году в бюджет Амурской области поступило 47,8 млрд. рублей (в 2016 году –  44,6 млрд. рублей). Рост доходной части бюджета области за счет налоговых и неналоговых доходов составил 7,3%.

Основной прирост обеспечен ростом налога на доходы физических лиц, по сравнению с 2016 годом он увеличился на 1,4 млрд. рублей, темп роста по сравнению с 2016 годом составил 9%, в налоговых доходах консолидированного бюджета удельный вес НДФЛ составил  38,9%. Причина роста – реализация крупных инвестиционных проектов на территории области с размером заработной платы выше среднеобластного уровня, а также создание новых рабочих мест на территории области.

Налог на прибыль организаций увеличен на 0,6 млрд. рублей, темп годового роста составил 5,7%, удельный вес в налоговых доходах - 23,9%. Рост  поступлений в бюджет области налога на прибыль обусловлен улучшением финансовых показателей деятельности обособленных подразделений ПАО «РусГидро» и ОАО «РЖД».

Налог на имущество организаций вырос на 0,8 млрд. рублей, темп роста составляет 12,8%, удельный вес в налоговых доходах 16,8%. Имущественные налоги выросли как за счет увеличения ставки налога в отношении магистральных трубопроводов и линий электропередач, так и за счет  проводимой работы по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости и постановки их на налоговый учет.

На 14,5% снижен размер государственного долга (в 2017 году 72,5%, в 2016 году 87%), к концу 2018 года уровень достигнет 70%.

1. В целях создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства, создания новых промышленных предприятий сохранены налоговые преференции.

1.1 Законом Амурской области от 06.06.2016 №688-ОЗ «О внесении изменений в статью 1 Закона Амурской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет» установлены пониженные ставки по налогу на прибыль для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в размере:

0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.

1.2 Законом Амурской области от 11.07.2016 №694-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О налоге на имущество организаций на территории Амурской области» для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», установлены ставки в размере:

0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором организация включена в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития;

1,1 процента в течение следующих пяти налоговых периодов.

С 2015 года на территории Амурской области создано 3 территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР).

ТОСЭР «Белогорск» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2015 № 875.

Всего на территории ТОСЭР «Белогорск» зарегистрировано 5 резидентов – ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский», ООО «Белхлеб», ООО «Беллеспром», ООО «Амурэкоресурс» и ООО «Крепость».

Первые резиденты зарегистрированы в 2017 году - ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский» с проектом «Завод по глубокой переработке сои. I и II очереди», ООО «Белхлеб» с проектом «Строительство хлебобулочного цеха», ООО «Беллеспром» с проектом «Создание лесоперерабатывающего комплекса».

При этом ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский» и ООО «Белхлеб» уже осуществляют хозяйственную деятельность на территории ТОСЭР.

2 резидента зарегистрированы в 2018 году: ООО «Амурэкоресурс» с проектом «Создание комплекса по переработке промышленных отходов на базе технологии вакуумной дистилляции отработанных масел и пиролиза производственных отходов» и ООО «Крепость» с проектом «Создание комплекса по производству лего-кирпича».

Проекты находятся в стадии реализации.

Заявленный объем частных инвестиций резидентами ТОСЭР - 4504 млн.рублей, вложено 2451 млн.рублей.

Будет создано 572 рабочих места, более 406 человек уже трудоустроены на предприятия ТОСЭР «Белогорск».

По итогам 2017 года, Минвостокразвития России включило ТОСЭР «Белогорск» в тройку самых эффективных ТОСЭР на Дальнем Востоке. При среднем соотношении по дальневосточным ТОСЭР соотношения вложенных бюджетных и частных инвестиций в размере 39/1, у ТОСЭР «Белогорск» данное соотношение составляет 94 рубля частных инвестиций на 1 рубль бюджетных.

ТОСЭР «Приамурская» создана постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2015 № 879.

Всего на территории ТОСЭР «Приамурская» зарегистрировано 6 резидентов – ООО «С Технология», ООО «Амурская энергетическая компания», ООО «Агрохим ДВ», ООО «Бисолби-Благовещенск», ООО «Агрофабрика», ООО «ЭкоЛайф».

Первые резиденты зарегистрированы в 2017 году - ООО «С Технология» с проектом «Производство и переработка цементного клинкера в с.Березовка Амурской области», ООО «Амурская энергетическая компания» с проектом «Комплекс по переработки нефти и транспортировке нефтепродуктов», ООО «Агрохим ДВ» с проектом «Строительство логистического комплекса хранения пестицидов и агрохимикатов», ООО «Бисолби-Благовещенск» с проектом «Производство микробиологических удобрений и фунгицидов».

В 2018 году в качестве резидентов ТОСЭР зарегистрированы: ООО «Агрофабрика» с проектом «Строительство комбикормового завода на территории элеваторного хозяйства в с.Тамбовка  Амурской области» и ООО «ЭкоЛайф» с проектом «Строительство модульного, энергонезависимого, экологически безопасного, мусороперерабатывающего, агропромышленного комплекса».

В 2016 году выпущена пробная партия цемента ООО «С Технология». Вместе с тем с 2017 года деятельность предприятия приостановлена, так как не принято решение по поставке сырья для производства цемента.

Другие проекты находятся на разной стадии «запуска»: от проектирования до строительства.

Заявленный объем частных инвестиций резидентами ТОСЭР – 124558 млн.рублей, вложено 2216,6 млн.рублей.

Будет создано 1484 рабочих места, более 58 человек трудоустроены.

ТОСЭР «Свободный» создан постановлением  Правительства Российской Федерации от 03.06.2017 № 673.

Всего на территории ТОСЭР «Свободный» зарегистрировано 4 резидента – ООО «Газпром переработка Благовещенск», ООО «ПТК «Пчелы-Свободный», ООО «Смена», ООО «Индустрия».

Два резидента в ТОСЭР зарегистрированы в 2017 году: ООО «Газпром переработка Благовещенск» с проектом «Амурский газоперерабатывающий завод» и ООО «ПТК «Пчелы-Свободный» с проектом «Создание производства товарного бетона для нужд «Амурского ГПЗ».

В текущем году на территории ТОСЭР «Свободный» зарегистрированы  ООО «Смена» с проектом «Строительство комплекса по производству бетона» и ООО «Индустрия» с проектом «Строительство сети комплексов по производству бетона на базе установок Cobra-120 и HZS-50 в ТОР «Свободный».

Все проекты находятся в подготовительной стадии или в стадии реализации.

Заявленный объем частных инвестиций резидентами ТОСЭР - 803822 млн.рублей, вложено 23574,6 млн.рублей.

Будет создано 4573 рабочих места.

В результате три амурских ТОСЭРа привлекут:

по действующим резидентам - более 933 млрд. рублей инвестиций;

с учетом потенциальных резидентов – 1,5 трлн. рублей, половину всех инвестиций Дальнего Востока.

Будет создано 4,7 тысяч рабочих мест.

По итогам 2017 года льготами воспользовались резиденты ТОСЭР «Белогорск»:

по налогу на имущество организаций - ООО «Амурская энергетическая компания», ООО «С Технология», ООО «Белхлеб», ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский» на сумму 14,7 млн. рублей;

по налогу на прибыль организаций - ООО «Белхлеб» - 574 тыс. рублей.

1.3. Сохранялись льготы и нулевые ставки:

1.3.1. По налогу на прибыль организаций в соответствии с Законом Амурской области от 04.10.2010 № 389-ОЗ «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет»:

а) Организациям, - участникам региональных инвестиционных проектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов Амурской области, региональные инвестиционные проекты которых удовлетворяют требованиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации в размере:

0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта;

10 процентов в течение следующих налоговых периодов.

Данной льготой не воспользовались.

б) Организациям, реализующим на территории области инвестиционные проекты по видам экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «производство пищевых продуктов, включая напитки», «обработка древесины и производство изделий из дерева», «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «производство транспортных средств и оборудования», «производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины», «производство цемента, извести и гипса», «производство изделий из бетона, гипса и цемента», в части прибыли, полученной с момента ввода в эксплуатацию объекта инвестиций до конца срока окупаемости данных проектов, но не более чем на 3 года, в части имущества, созданного в ходе реализации инвестиционных проектов, при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на цели, предусмотренные данными инвестиционными проектами.

Данной льготой не воспользовались.

в) Организациям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность инвалидов в которых составляет не менее 50% от общей численности работающих и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25% при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на укрепление материально-технической базы данных организаций в части снижения ставки до 13,5%.

Данной льготой не воспользовались.

г) Резиденты зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, осуществляющих деятельность на территории зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования.

Данной льготой не воспользовались.

Льгота отменена с 01.01.2018.

         1.3.2. По налогу на имущество организаций в соответствии с Законом Амурской области от 28.11.2003 № 266-ОЗ «О налоге на имущество организаций на территории Амурской области»:

         а) нулевая ставка по налогу на имущество организаций  для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающих рыбу и осуществляющих ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующих эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.

По итогам 2017 года данной преференцией воспользовались 89 сельскохозяйственных товаропроизводителей на сумму 272,0 млн. рублей, что составляет 133% к уровню предшествующего года.

б) льготная категория - организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты по видам экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «производство пищевых продуктов, включая напитки», «обработка древесины и производство изделий из дерева», «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «производство транспортных средств и оборудования», «производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины», «производство цемента, извести и гипса», «производство изделий из бетона, гипса и цемента», с момента ввода в эксплуатацию объекта инвестиций до конца срока окупаемости данных проектов, но не более чем на 3 года, в части имущества, созданного в ходе реализации инвестиционных проектов, при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на цели, предусмотренные данными инвестиционными проектами.

Данной льготой не воспользовались.

в) льготная категория - организации, имеющие на балансе детские  железные дороги, расположенные на территории Амурской области, в части имущества детских железных дорог при условии направления высвободившихся средств на содержание данных дорог.

В 2017 году льготой воспользовалась Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в части имущества Свободненской детской железной дороги. Сумма льготы составила 3,9 млн. рублей. Высвободившиеся от налогообложения средства направлены на содержание детской железной дороги.

г) льготная категория - организации, осуществляющие на территории Амурской области транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, в части расположенных на территории Амурской области и стоящих на их балансе многоквартирных домов, объектов социально-культурной сферы.  

В 2017 году льготой воспользовалось ООО «Транснефть-Дальний Восток», сумма льготы составила 18,5 млн. рублей. Высвободившиеся, средства направлены на финансирование строительства 18 квартирного жилого дома в  поселке Архара.

д) льготная категория - организации, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность инвалидов в которых составляет не менее 50% от общей численности работающих и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25% при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на укрепление материально-технической базы данных организаций.

Данной льготой не воспользовались.

е) резиденты зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, осуществляющих деятельность на территории зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования.

Данной льготой не воспользовались.

Льгота отменена с 01.01.2018.

ж) организации, зарегистрированные на территории Амурской области, основным видам деятельности которых является предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества.

Данной льготой не воспользовались.

Льгота отменена с 01.01.2018.

1.3.3. По упрощенной и патентной системах налогообложения в соответствии с Законом Амурской области от 05.05.2015 №528-ОЗ и Законом Амурской области от 09.10.2012 №93-ОЗ сохраняются двухлетние налоговые каникулы до 2021 года для предпринимателей, впервые зарегистрировавших бизнес в производственной, научной и социальной  и сфере бытовых услуг.

В 2017 году двухлетние налоговые каникулы по упрощенной системе налогообложения применили 54 предпринимателей, по патентной системе – 11 предпринимателей (производство хлеба, консервов, изделий народного промысла, сельскохозяйственные услуги, переработка фруктов и овощей, пошив швейных изделий, ремонт обуви).

1.3.4. По упрощенной системе налогообложения в соответствии с Законом Амурской области Закон Амурской области от 08.10.2015 №592-ОЗ «Об установлении ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в зависимости от категорий налогоплательщиков» по отдельным видам экономической деятельности снижены ставки:

в случае расчета налога с «дохода» - с 6% до 1% или 3% (в зависимости от вида экономической деятельности);

в случае расчета налога с «доход минус расход» с 15% до 5% или 7,5% (в зависимости от вида экономической деятельности).

Данной льготой не воспользовались.

1.4. Снижена ставка по налогу на имущество организаций.

Законом Амурской области от 04.09.2017 №102-ОЗ внесены изменения в статью 3 Закона Амурской области «О налоге на имущество организаций на территории Амурской области», предусматривающие снижение  ставки по налогу на имущество организаций на налоговые периоды 2017-2018 годов с 2% до 1% в отношении торговых центров, нежилых помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; административно-деловых центров и помещений в них; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, налоговая база по которым  определяется как кадастровая стоимость.

Данные изменения снижают налоговую нагрузку на амурский бизнес, так как ставка установленная в области в настоящее время в два раза ниже максимально возможной ставки, предусмотренной федеральным законодательством.

В 2017 году поступило 222,7 млн. рублей налога на имущество организаций, исчисленного исходя из кадастровой стоимости объектов, что на 13,6 млн. рублей или 6% меньше, аналогичных поступлений в 2016 году.

При этом, общая сумма налога на имущество организаций, поступившая в областной бюджет в 2017 году составила 7,4 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2016 году.

На рост поступлений налога на имущество организаций в целом повлияло увеличение ставки налога с 1,3% в 2016 году до 1,6% в 2017 году в отношении, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, предусмотренного пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.

1.5. Законом Амурской области от 22.12.2017 №162-ОЗ внесены изменения в Закон Амурской области «О дате, с которой на территории Амурской области начисляется пеня на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц», которые предусматривают расширение категории налогоплательщиков – физических лиц по налогу на имущество в части срока начисления пени.

В действующей редакцией закона предусмотрено начисление пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц на территории Амурской области:

за налоговый период 2016 год – начиная с 1 июля 2018 года;

за налоговый период 2017 года – начиная с 1 июля 2019 года.

В предыдущей редакции подобное положение было предусмотрено только по налоговому периоду 2015 года.

Данный закон реализовал право данное Налоговым кодексом Российской Федерации субъектам Российской Федерации на самостоятельное установление даты с которой начисляется пеня на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, в рамках действующего законодательства.

Данная норма способствует объективному начислению налога за счет возможности определения и оспаривания результатов проведенной оценки кадастровой стоимости имущества гражданами Амурской области.

2. В целях создания и улучшения социального положения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Амурской области, сохранены следующие налоговые льготы.

В соответствии с Законом Амурской области от 18.11.2002 №142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области» освобождены от уплаты транспортного налога при наличии у них транспортного средства утвержденной мощности следующие категории граждан: пенсионеры; инвалиды; ветераны Великой Отечественной Войны; Герои Советского Союза и Российской Федерации; родители (усыновители, опекуны), имеющих детей-инвалидов; родители, имеющие трех и более детей и т.д.

Кроме того действующей остается льготная категория – «организации почтовой связи общего пользования в части почтового транспорта». Данной льготой не воспользовались.

Льготная категория - «граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, за одно зарегистрированное на их имя транспортное средство с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно» предоставлялась на налоговый период 2013 года.  

Данная категория налоговой льготы будет исключена из действующей редакции Закона Амурской области от 18.11.2002 №142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области».

В результате льготой по транспортному налогу в 2017 году воспользовались 28 367 человек на сумму 40,6 млн.рублей. При этом общий объем транспортного налога по Амурской области составил 956,6 млн.рублей или 111,2% к уровню предыдущего года.

Уровень собираемости транспортного налога на территории Амурской области составил в 2016 году – 79%, в 2017 году – 95%, что свидетельствует об объективных налоговых ставках.

3. Для организации планомерной работы по поступлению налогов в местные бюджеты Правительством области рекомендовано органам местного самоуправления рассмотреть объективность установленных ставок, а также льготные категории  по местным налогам: земельному и налогу на имущество физических лиц.

Органами местного самоуправления проведена оценка эффективности установленных корректирующих коэффициентов К2 по единому налогу на вмененный доход, ставок налога на имущество физических лиц, а также ставок и льгот по земельному налогу.

В результате отдельными муниципальными образованиями области подготовлены изменения  в решения об утверждении положений о едином налоге на вмененный доход с 01.01.2018. В ряде муниципальных образований области снижены размеры ставок по налогу на имущество физических лиц с 01.01.2017.

По итогам 2016 года уровень собираемости земельного налога по области составил 77%, в 2017 году – 90%, по налогу на имущество физических лиц – 72% и 98% соответственно. 

Продолжена работа по начислению и взысканию земельного налога с земель Минобороны России, расположенных на территории Амурской области.

В результате в 2017 году начислено более 700 млн.рублей по 23 городским округам и сельсоветам области. Уплачено 116 млн.рублей.

4. В целях увеличения налогового потенциала  Правительством области осуществляется ранее организованная аналитическая работа:

по проведению ежемесячного мониторинга налоговых поступлений в областной бюджет;

по ежеквартальному мониторингу налоговых поступлений:

- от крупных налогоплательщиков области (ПАО «РусГидро», ОАО «РЖД», ГК «Петропавловск», ОАО «АК «Транснефть» и других);

- от крупных инвестиционных проектов имеющих федеральное и региональное значение (космодром «Восточный», строительство Нижне-Бурейской ГЭС, освоение крупных месторождений золота, проекты газовой отрасли и других);

- от организаций, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков;

по анализу недоимки в консолидированный бюджет области, задолженности свыше 1 млн. рублей по налогам и сборам, зачисляемым в консолидированный бюджет области, в разрезе налогоплательщиков;

по анализу задолженности  по НДФЛ в разрезе налогоплательщиков;

по мониторингу постановки на налоговый учет организаций и своевременной регистрации обособленных подразделений, участвующих в реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе газовых;

по мониторингу налоговых поступлений от организаций, осуществляющих строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» и Амурского газоперерабатывающего завода.

В 2017 году в аналитическую работу внедрены следующие аналитические материалы:

расчет, анализ и мониторинг объективности уплаты НДФЛ предприятиями (организациями), участвующими в реализации газовых проектов;

расчет, анализ и мониторинг НДФЛ от иностранной рабочей силы, уплачиваемого организациями (предприятиями), участвующими в реализации газовых проектов и привлекающих иностранную рабочую силу.

Кроме перечисленного в целях увеличения налоговых поступлений в областной и местные бюджеты проводятся:

в соответствии с ежегодно утверждаемым планом,  заседания межведомственной рабочей группы по повышению эффективности работы по увеличению доходов бюджетов Амурской области, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 09.11.2009 №507, на заседаниях которых рассматриваются вопросы налоговой отдачи от отдельных отраслей экономики, реализации крупных инвестиционных проектов на территории области, налогового потенциала муниципальных образований по основным видам муниципальных налогов (налог на имущество физических лиц, земельный налог), динамики поступлений федеральных, региональных и местных налогов и возникновения задолженности (недоимки) в консолидированный бюджет области. Подобные межведомственные рабочие группы созданы в муниципальных образованиях области;

по согласованию всех заинтересованных сторон проводятся заседания Рабочей группы по вопросам реализации инвестиционных проектов ПАО «Газпром» и ПАО «СИБУР Холдинг» на территории Амурской области, на которых в том числе обсуждаются вопросы постановки на налоговый учет организаций, осуществляющих строительство газовых объектов и вопросы налогообложения;

систематически проводятся заседания рабочей группы по патентной системе налогообложения, созданной распоряжением губернатора области от 12.03.2013 №41-р, с целью внедрения патентной системы налогообложения на территории Амурской области.

Проводимые мероприятия позволяют:

скоординировать мероприятия, планируемые Правительством области с соответствующими заинтересованными лицами;

оперативно принимать решения для достижения положительной динамики налоговых поступлений;

взаимодействовать с федеральными органами власти и с организациями (предприятиями) области для повышения налоговой эффективности и т.д.

Для обеспечения сбалансированности бюджета Амурской области  реализуется План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Амурской области на 2017-2019 годы, утвержденный распоряжением Правительства области от 15.05.2015 №64-р

Ежегодно данный План актуализируется и согласовывается с Министерством финансов Российской Федерации при заключении Соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Амурской области, заключаемого между Министерством финансов Российской Федерации и  Правительством Амурской области.

5. Одно из направлений по увеличению налоговых поступлений и повышению налогового потенциала в Амурской области создание благоприятного инвестиционного климата.

В национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Амурская область по итогам  2017 года поднялась до 35 места, против 47 по итогам 2016 года.

В результате проведения активной инвестиционной и налоговой политики рост инвестиций в  2017 году составил 136,6%, привлечено 186,6 млрд. рублей.

От реализации крупных инвестиционных проектов в 2017 году налоговые поступления в бюджет Амурской области составили 1,8 млрд. рублей. По прогнозу в 2018 году ожидается рост данного показателя.

        

С целью повышения инвестиционной привлекательности и увеличения налоговой базы в области:

а) Реализуются действующие нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закон Амурской области от 10.02.2015 №489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» в части предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, площадь которых не превышает 1 га;

Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Закон Амурской области от 13.05.2009 №201-ОЗ «Об установлении дополнительных оснований и иных условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов, пеней и штрафов и об иных основаниях и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита»;

Закон Амурской области от 10.06.2015 №550-ОЗ «Об отдельных вопросах в сфере промышленной политики на территории Амурской области»;

Закон Амурской области от 29.12.2008 № 166-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области» в части предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности области, муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, юридическому лицу в аренду без проведения торгов при условии соответствия масштабного инвестиционного проекта критериям;

Закон Амурской области от 14.02.2014 №321-ОЗ «О реализации отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации в части осуществления региональных инвестиционных проектов»;

      Закон Амурской области от 11.12.2003 №278-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области» в части предоставления права приобретения в собственность земельных участков, находящихся в собственности области и госсобственности на реализацию приоритетных инвестиционных проектов;

постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2014 №1055 «Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона»;

постановление Правительства Амурской области  от 11.01.2016 №5
«О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»;

постановление Правительства Амурской области от 12.07.2016 г. № 300 «О реализации отдельных положений Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

постановление Правительства Амурской области от 08.06.2009 № 251 «Об утверждении Перечня документов, представляемых для получения государственной гарантии Амурской области, и Порядка оформления государственной гарантии Амурской области», принятое в целях реализации Закона Амурской области от 30.06.2008 №67-ОЗ «О порядке предоставления государственных гарантий Амурской области»;

постановление Правительства Амурской области от 17.08.2015 №393 «О проверке соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов, а также юридических лиц установленным критериям и требованиям»;

государственные программы и подпрограммы с выделением субсидий («Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области»; «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Амурской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области»; программы Фонда развития промышленности Российской Федерации и Фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области).

б) В 2017 и 2018 годах приняты следующие нормативные правовые акты:

постановлением Правительства Амурской области от 10.01.2018 №7 внесены изменения в Порядок формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный постановлением Правительства области от 04.04.2011 №217;

распоряжение Правительства Амурской области от 26.07.2017 №88-р «О создании государственного бюджетного учреждения Амурской области «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области».

в) Осуществляются взаимодействия с:

АО «Российский экспортный центр», представляющий комплексную финансовую и нефинансовую поддержку экспортноориентированным и ведущим внешнеэкономическую деятельность компаниям;

Агентство стратегических инициатив, осуществляющее поддержку общественно значимых проектов и инициатив;

АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», который осуществляет финансирование проектов, реализуемых на территории Дальневосточного федерального округа.

Приоритетными являются инвестиционные инициативы, скоординированные с государственной политикой, целью которых является создание новых предприятий с выраженными эффектами развития.

Ведется работа по организации взаимодействия с Фондом развития промышленности Российской Федерации, который предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.

г) В целях формирования благоприятного инвестиционного климата и создания максимально комфортных условий для привлечения инвестиций в экономику Амурской области, что в свою очередь является основой повышения бюджетной самообеспеченности региона, создано АНО «Агентство Амурской области по привлечению инвестиций» (далее - Агентство).

На сегодняшний день в реестре заявок, принятых на сопровождение инвестиционного проекта по принципу «одного окна», числится более 10 проектов.

Агентство приняло участие в различных мероприятиях:

Дальневосточный молодежный форум «Амур»;

Форум «Дальний Восток: инвестиции в развитие»;

Форсайт-форума «Шаги успеха»;

Выставка «Дни Дальнего Востока в Москве»;

Ежегодная Амурская международная выставка-форум «АмурЭкспоФорум-2018»;

Международная торгово-экономическая ярмарка в г. Хэйхэ;

Международный экономический форум в Санкт-Петербурге;

29-я Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка.

д) В 2017 году Агентством модернизирован инвестиционный портал. Теперь он соответствует инвестиционному стандарту и выполняет требования экспертного сообщества. Разработана интерактивная инвестиционная карта с нанесением всех свободных инвестиционных площадок земельных участков, проектов и предложений.

В «один клик» можно подать заявку через портал, получить оперативную консультацию. Для этого на портале реализован сервис по подаче заявки на сопровождение. Так через портал получено  21 обращение.

С начала года портал посетило более 16 тысяч пользователей, всего за время работы портала зафиксировано 46723 посещений.

е) По распоряжению Правительства Амурской области с 01.01.2018 создано Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области», которое определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости на территории Амурской области, организует и проводит конкурсы и аукционы на заключение имущественных договоров, предоставляет информационные услуги  в части кадастровой оценки недвижимости населению области.

ж) В 2017 году  распоряжением Правительства Амурской области от 25.05.2017 № 250 «О проведении оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Амурской области» внедрена система КPI для мониторинга финансовых и экономических показателей области, а также продолжена работа по мониторингу широкого круга предприятий (организаций) с целью определения причин отклонений от плановых показателей налоговой базы.

II. Результаты мониторинга эффективности налоговых льгот

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и налоговым законодательством Амурской области для отдельных категорий налогоплательщиков в 2017 году предоставлены налоговые преференции в виде налоговых льгот и дифференцированных ставок по налогам на имущество и на прибыль организаций, транспортному налогу и налогу на добычу полезных ископаемых и др. в объеме 4753,9 млн. рублей, или 131,7% к 2016 году (3608,6 млн. рублей), в том числе в соответствии с:

федеральным налоговым законодательством 4387,3 млн. рублей, или 131,4% к 2016 году (3608,6 млн. рублей), что составляет 92% от всех льгот; 

областным налоговым законодательством – 366,7 млн. рублей, что составляет к уровню 2016 года 135,4 % (270,9 млн. рублей), что составляет 8% от всех льгот.

Удельный вес  льгот в налоговых доходах областного бюджета в 2017 году вырос по сравнению с 2016 годом и составил 13% (2016 году - 11%). Рост отмечен за счет введения Налоговым кодексом Российской Федерации в 2015 году льготы по налогу на добычу полезных ископаемых для региональных инвестиционных проектов.

По федеральному законодательству.

Основной объем льгот, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством, приходится по налогу на имущество организаций 3008,5 млн.рублей или 69% от объема предоставленных федеральных льгот. Из них около 40% - льготы в отношении железнодорожных путей.

На налог на добычу полезных ископаемых приходится 1367 млн. рублей или более 30% от объема предоставленных федеральных льгот.

Льгота по транспортному налогу составила 11,8 млн.рублей.

По областному законодательству.

Основной объем льгот (84%), предоставляемых в соответствии  с областным законодательством, отмечен по налогу на имущество организаций и составляет 309,1 млн.рублей. Более 88% или 272 млн.рублей - нулевая ставка «…для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающих рыбу и осуществляющих ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующих эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы …».

По налогу на прибыль организаций объем льготы составил 574 тыс. рублей по категории «для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР …».

Двухлетние налоговые каникулы по упрощенной и патентной системе налогообложения предоставлены на сумму 20,8 млн.рублей или 5,7% от объема льгот по областному законодательству. 

Областная льгота по транспортному налогу составила 3,67 млн.рублей или 1%  от объема льгот по областному законодательству. 

Для оценки эффективности налоговых льгот используется статистическая налоговая отчетность, а также информация, предоставленная отраслевыми министерствами и налогоплательщиками, применившими льготы.

Оценка эффективности налоговых льгот проводится ежегодно, в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 07.02.2012 №55 «Об оценке эффективности предоставления льгот по региональным налогам и установления пониженных ставок по налогу на прибыль организаций», по каждой категории налогоплательщиков, с которыми заключены налоговые соглашения.

В 2017 году, согласно постановления Правительства области от 18.04.2013 №186 «Об организации работы по предоставлению налоговых льгот», между Правительством области и налогоплательщиками заключено 2 налоговых соглашения, предусматривающих освобождение от уплаты налога на имущество организаций.

Сумма льгот составила 22,4 млн. рублей, увеличение к 2016 году на 6,6% (1,4 млн. рублей).

Как и в прежние годы в структуре налоговых льгот по заключенным соглашениям преобладает инвестиционная составляющая – 82,7% (18,5 млн. рублей) по категории «… транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопровода…».

Оценка эффективности предоставленных льгот по налогу на имущество организаций:

1. По  категории «Организации, осуществляющие на территории Амурской области транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, в части расположенных на территории Амурской области и стоящих на их балансе многоквартирных домов, объектов социально-культурной сферы». 

В 2017 году льготой воспользовалось ООО «Транснефть-Дальний Восток», сумма льготы составила 18,5 млн. рублей. Высвободившиеся, средства направлены на финансирование строительства 18 квартирного жилого дома для 18 сотрудников, обслуживающих НПС №29 в  поселке Архара. Дом сдан во втором квартале 2017 года.

Так как льгота носит инвестиционный характер проведен расчет бюджетной, экономической и социальной эффективности предоставленной льготы.

Данная льгота эффективна – достигнут бюджетный, экономический и социальный эффекты.

2. По категории «Организации, имеющие на балансе  детские железные дороги».

В 2017 году льготой в размере 3,9 млн.рублей воспользовалось Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в части имущества Свободненской детской железной дороги. Высвободившиеся от налогообложения средства направлены на содержание детской железной дороги.

В соответствии с пунктом 1.6 методики оценки эффективности предоставления льгот, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 07.02.2012 №55, оценка эффективности льгот, носящих социальную направленность, не проводится.

По другим категориям оценка не производилась.

В соответствии с письмом Минфин России от 28.04.2018 № 23-05-07/29126 дополнительно проведена оценка эффективности налоговых льгот действующих в 2017 году за 2016 год на основании проекта методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разработанной Минфин России (далее  - проект методики).

Проект методики предполагает оценку налоговых льгот (налоговых расходов) по единым подходам. Результаты оценки используются для расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Объем эффективных стимулирующих налоговых льгот (налоговых расходов) будет исключен из оценки налогового потенциала субъектов Российской Федерации при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Неэффективные налоговые льготы (налоговые расходы) будут учитываться как налоговый потенциал и приведут к уменьшению дотации.

На основании проекта методики оценке подлежат все налоговые льготы (налоговые расходы), в том числе которые не носят целевой характер и по которым не предусмотрено заключение налогового соглашения.

По результатам оценки налоговых льгот (налоговых расходов) в соответствии с проектом методики:

а) По налогу на прибыль организаций:

льгота по 1 категории, эффективная – «для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

4 категории не востребованы:

«Организациям, - участникам региональных инвестиционных проектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов Амурской области, региональные инвестиционные проекты которых удовлетворяют требованиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации»;

«Организациям, реализующим на территории области инвестиционные проекты по отдельным видам экономической деятельности, в части прибыли, полученной с момента ввода в эксплуатацию объекта инвестиций до конца срока окупаемости данных проектов, но не более чем на 3 года, в части имущества, созданного в ходе реализации инвестиционных проектов»;

«Организациям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность инвалидов в которых составляет не менее 50% от общей численности работающих и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25%»;

«Резиденты зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, осуществляющих деятельность на территории зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования» - льгота отменена с 01.01.2018.

б) По налогу на имущество организаций:

льготы по 3 категориям, эффективны –

«Организации, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

«Организации, осуществляющие на территории Амурской области транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, в части расположенных на территории Амурской области и стоящих на их балансе многоквартирных домов, объектов социально-культурной сферы»;

 «Организации, имеющие на балансе детские  железные дороги, расположенные на территории Амурской области, в части имущества детских железных дорог при условии направления высвободившихся средств на содержание данных дорог»;

нулевая ставка по 1 категории «для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающих рыбу и осуществляющих ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующих эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов» по расчетам имеет положительный экономический и отрицательный бюджетный эффект.

Не востребованы 4 категории:

«Организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты по отдельным видам экономической деятельности с момента ввода в эксплуатацию объекта инвестиций до конца срока окупаемости данных проектов, но не более чем на 3 года»;

 «Резиденты зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, осуществляющих деятельность на территории зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования»;

«Организации, зарегистрированные на территории Амурской области, основным видам деятельности которых является предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества…»;

«Организации, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность инвалидов в которых составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов».

в) По транспортному налогу:

Категория по социально незащищенным гражданам: пенсионеры; инвалиды; ветераны Великой Отечественной Войны; Герои Советского Союза и Российской Федерации; родители (усыновители, опекуны), имеющих детей-инвалидов; родители, имеющие трех и более детей и т.д. – признана эффективной.

1 категория не востребована - «организации почтовой связи общего пользования в части почтового транспорта».

 Действие категории - «граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, за одно зарегистрированное на их имя транспортное средство с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно» - распространялось на налоговый период 2013 года.

г) По упрощенной и патентной системах налогообложения:

по двухлетним налоговым каникулам       до 2021 года для предпринимателей, впервые зарегистрировавших бизнес в производственной, научной и социальной  и сфере бытовых услуг – льгота имеет положительную экономическую эффективность.

по сниженным ставкам по упрощенной системе налогообложения – льготой не воспользовались.

III. Основные направления налоговой политики на 2019-2021 годы

Налоговая политика Амурской области нацелена на создание конкурентоспособных условий для инвестирования в экономику Амурской области, благодаря которому в регион придут необходимые для его опережающего развития частные инвестиций, будут созданы новые высококвалифицированные рабочие места и обеспечено новое качество социальной сферы, формирующие привлекательные условия для жизни людей.

Основные направления налоговой политики сформированы с учетом приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Амурской области и направлены на:

увеличение налогового потенциала за счет налогового стимулирования деловой активности и привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;

сокращение неэффективных налоговых льгот;

повышение собираемости налогов и улучшения налогового администрирования;

совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства;

социальную поддержку населения;

совершенствование областного законодательства в сфере налогообложения и приведение его в соответствие нормам федерального законодательства.

Кроме того, Основные направления налоговой политики разработаны в соответствии с положениями, сформулированными в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год  плановый период 2020 и 2021 годов, рассмотренных на Парламентских слушаниях 11.07.2018.

Основными целями налоговой политики Амурской области в трехлетней перспективе являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости и увеличение налогового потенциала посредством получения необходимого объема бюджетных доходов, с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечение социальных гарантий.

Учитывая увеличивающуюся нагрузку на консолидированный бюджет Амурской области (сохранение уровня заработной платы работникам бюджетной на установленном майскими Указами уровне, выполнение условий софинансирования федеральных государственных программ, выполнения целевых показателей Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 и др.) будет продолжена работа по повышению эффективности администрирования доходов бюджета.

С целью постановки на налоговый учет предприятий (организаций) участвующих в реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе газовых, планируется продолжить мониторинг налоговых поступлений от данных проектов и налогоплательщиков их реализующих.

Актуальной остается задача взыскания с должников недоимки по налогам и сборам.

Для стимулирования инвестиционной деятельности, привлечения инвесторов, поддержки приоритетных и региональных инвестиционных проектов и повышения налоговой отдачи от реализации крупных инвестиционных проектов, Правительством области предусматривается концентрация мер государственной поддержки, в том числе налоговых льгот, на особо значимых для экономики области направлениях.

В соответствии с действующим законодательством меры государственной поддержки предоставляются инвесторам инвестиционных проектов, прошедшим требуемые согласования и включенным в перечень приоритетных инвестиционных проектов области, в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 04.04.2011 №217 (далее – ПИП).

Одним из механизмов концентрации мер государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов является создание на территории области на основании Федерального закона от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» ТОСЭР.

В рамках достижения намеченных целей в 2019 - 2021 годах будет продолжена реализация основных направлений налоговой политики предыдущих лет и реализованы мероприятия по следующим направлениям:

3.1. Увеличение налогового потенциала за счет налогового стимулирования деловой активности и привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов

Данное направление обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

мониторинг финансовых и экономических показателей области, а также мониторинг финансово-экономических показателей широкого круга предприятий (организаций);

создание условий для развития государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов;

привлечения потенциальных возможных инвесторов для осуществления деятельности на ТОСЭР;

мониторинг ситуации по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления пониженных тарифов страховых взносов резидентам ТОСЭР, получившим соответствующий статус и открывшим новые производства до 31 декабря 2025 года;

проведение заседаний Рабочей группы по вопросам реализации инвестиционных проектов ПАО «Газпром» и ПАО «СИБУР Холдинг» на территории Амурской области;

совершенствование работы по контролю за постановкой на налоговый учет организаций осуществляющих реализацию крупных инвестиционных проектов, в том числе газовых;   

концентрация действующих мер государственной поддержки на ПИП, значимых для развития экономики области;

установление на территории Амурской области инвестиционного налогового вычета для организаций, включенных в ПИП на период до 31 декабря 2027 года;

сохранение налоговых льгот для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность в приоритетных для экономики области направлениях;

создание условий для применения участниками региональных инвестиционных проектов, преференций, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

создание условий для крупных инвесторов, реализующих газовые проекты  с учетом высокой стоимости основных фондов названных инвестиционных проектов, отдельных налоговых преференций по налогу на имущество организаций организации;

анализ эффективности введения налоговой льготы по налогу на имущество организаций для организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность;

предоставление отсрочки и рассрочки по уплате  региональных налогов, пеней и штрафов;

проведение заседаний Межведомственной рабочей группы по повышению эффективности работы по увеличению доходов бюджетов Амурской области, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 09.11.2009 №507.

3.2. Сокращение неэффективных налоговых льгот

Данное направление обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

разработка и внедрение новой системы оценки налоговых льгот (налоговых расходов), рекомендуемой Минфином России на территории Амурской области;

включение объемов налоговых льгот (налоговых расходов) в действующие государственные программы Амурской области с учетом целевого назначения льготы и установлением показателя ее результативности и эффективности;

оптимизация налоговых льгот по итогам оценки их эффективности и результативности;

оптимизация льготных категорий налогоплательщиков с учетом сохранения наиболее эффективных;

исключение низкоэффективных  (невостребованных) налоговых льгот.

3.3. Повышение собираемости налогов и улучшения налогового администрирования

Данное направление обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

взаимодействие между Правительством области, органами местного самоуправления, налоговой службой области в части выявления незарегистрированных объектов недвижимости и другим вопросам;

проведение мониторинга налоговых поступлений в областной бюджет от деятельности крупных налогоплательщиков и от реализации инвестиционных проектов федерального и регионального уровней (ПАО «РусГидро», ОАО «РЖД», ГК «Петропавловск», ОАО «АК «Транснефть» и другие);

ежемесячный мониторинг налоговых поступлений в областной бюджет, а также объемов недоимки;

проведение мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению субъектов финансово-хозяйственной деятельности, в том числе имеющих стационарные рабочие места на территории области (магистральный газопровод «Сила Сибири», Амурский газоперерабатывающий завод);

организация системной работы с консолидированными налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории области;

продолжение работы по снижению задолженности по земельному налогу начисленному на земельные участки Минобороны России, расположенные на территории Амурской области;

проведение мониторинга налоговых поступлений в областной бюджет, а также объемов недоимки;

продолжение работы по погашению задолженности по заработной плате организациями (предприятиями), осуществляющих деятельность на территории Амурской области.

3.4. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства

Для решения задачи будет продолжена работа по:

мониторингу ситуации по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части:

          - расширения перечня видов экономической деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, за счет включения в него видов деятельности, связанных с растениеводством и животноводством, а также услуг связанных с этими видами деятельности;

          - установления ограничений по:

          а) общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

          б) общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта;

          в) общему количеству объектов розничной торговли и общественного питания и (или) их общей площади;

          сокращение теневого сектора посредством организации и проведения:

          - рейдов федеральных органов государственной власти совместно с органами местного самоуправления и другими заинтересованными службами, направленных на проверку исполнения трудового законодательства в части правомерного оформления труда наемных работников с целью объективной уплаты налога на доходы физических лиц;

          - заседаний межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости населения Амурской области, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 10.03.2015 №74;

          рассмотрение объективности установления размера потенциального возможного к получению годового дохода индивидуальными предпринимателями и совершенствование патентной системы налогообложения на территории Амурской области;

          проведение информационной работы с предпринимательским сообществом по внедрению патентной системы налогообложения.

        

         3.5. Социальная поддержка населения.

         В рамках данного направления планируется:

ввести новую льготную категорию по транспортному налогу для ветеранов боевых действий на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно;

сохранить на 2019 год в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, ставку 1%, в 2020 году и последующие годы – 2%;

рассматривать обращения населения области по установлению дополнительных налоговых льгот для отдельных категорий граждан и социально незащищенных слоев населения области.

         3.6. Совершенствование областного законодательства в сфере налогообложения и приведение его в соответствие нормам федерального законодательства   

В соответствии положениями основных направлений налоговой политики в действующее налоговое законодательство области планируется внести следующие изменения:

3.6.1. Закон Амурской области от 04.10.2010 №389-ОЗ «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет»

Для концентрации мер государственной поддержки на наиболее приоритетных и значимых направлениях инвестиционной деятельности, а так же осуществление поддержки организаций имеющую социальную направленность предлагается:

а) сохранить пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 13,5 процента для следующих льготных категорий налогоплательщиков:

организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты по видам экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «производство пищевых продуктов, включая напитки», «обработка древесины и производство изделий из дерева», «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «производство транспортных средств и оборудования», «производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины», «производство цемента, извести и гипса», «производство изделий их бетона, гипса и цемента», в части прибыли, полученной с момента ввода в эксплуатацию объекта инвестиций до конца срока окупаемости данного проекта, но не более чем на три года;

б) сохранить ставку налога на прибыль организаций участникам региональных инвестиционных проектов, в размере:

0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта;

10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов;

в) сохранить ставку налога на прибыль организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», в размере:

0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов;

г) для расширения потенциальных получателей действующей льготы,  сохранить пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 13,5 процента и снизить критерий среднесписочной численности инвалидов до 25 процентов от общей численности работающих, для организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;

д) установить инвестиционный налоговый вычет (далее – ИНВ), который предполагает уменьшение суммы налога на прибыль, подлежащей зачислению в  региональный бюджет, для организаций, реализующих на территории Амурской области инвестиционные проекты, направленные на развитие, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение производства и включенные в ПИП, определив предельную величину ИНВ 13% (12% в 2018-2020 годах);

3.6.2. Закон Амурской области от 28.11.2003 №266-ОЗ «О налоге на имущество организаций на территории Амурской области».

Для стимулирования инвестиций в экономику области и в развитие малого и среднего предпринимательства предлагается:

а) сохранить нулевую ставку для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающих рыбу и осуществляющих ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующих эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов, за исключением имущества, переданного в аренду;

б) сохранить действующие льготные категории:

организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты по видам экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «производство пищевых продуктов, включая напитки», «обработка древесины и производство изделий из дерева», «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «производство транспортных средств и оборудования», «производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины», «производство цемента, извести и гипса», «производство изделий их бетона, гипса и цемента», с момента ввода в эксплуатацию объекта инвестиций до конца срока окупаемости данных проектов, но не более  чем на три года в части имущества, созданного в ходе реализации инвестиционных проектов;

организации, имеющие на балансе детские железные дороги, расположенные на территории Амурской области, в части имущества детских железных дорог;

организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», в размере:

0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором организация включена в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития;

1,1 процента в течение следующих пяти налоговых периодов;

в) для расширения потенциальных получателей действующей льготы, сохранить льготную категорию и снизить критерий среднесписочной численности инвалидов до 25 процентов от общей числе численности работающих, для организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;

г) установить льготную категорию для:

организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и осуществляющие проекты предусмотренные соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития с объемом капитальных вложений в размере не менее 500 миллиардов рублей (применяется, начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на баланс организации), в размере:

0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором организация включена в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития;

1,1 процента в течение следующих пяти налоговых периодов;

д) установить налоговую ставку:

в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость в 2019 году - 1%, в 2020 году и последующие годы – 2%;

е) отменить налоговую льготу для:

организаций, осуществляющих на территории Амурской области транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, в части расположенных на территории Амурской области и стоящих на их балансе многоквартирных домов, объектов социально-культурной сферы (по видам объектов, указанных в части 4 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации) при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на строительство в Амурской области многоквартирных домов, объектов социально-культурной сферы.

             

3.6.3 Закон Амурской области от 18.11.2002 №142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области».

В целях осуществления социальной поддержки отдельных категорий граждан предлагается:

а) сохранить действующую льготную категорию:

пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой Отечественной Войны, Герои Советского Союза и Российской Федерации, родители (усыновители, опекуны), имеющих детей-инвалидов, а также родители, имеющие трех и более детей;

б) установить льготную категорию:

ветераны боевых действий на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно;

в) отменить налоговую льготу для:

организации почтовой связи общего пользования в части почтового транспорта при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на реконструкцию отделений почтовой связи в сельских поселениях области;

граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - чрезвычайная ситуация), включенные в список граждан - получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, утвержденный губернатором области, либо в составленный исполнительным органом государственной власти области в сфере строительства и архитектуры области список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в виде предоставления путем строительства жилого помещения взамен жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации (далее - списки), за одно зарегистрированное на их имя транспортное средство с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно.

Реализация вышеперечисленных мероприятий, предлагаемых Основными направлениями налоговой политики, позволит к 2021 году в Амурской области:

довести объем инвестиций до 235 млрд.рублей;

достигнуть объемов СМР порядка 71 млрд.рублей;

обеспечить положительную динамику индекса промышленного производства, который составит 105,9%;

увеличить налоговые поступления от реализации инвестиционных проектов до 5,9 млрд.рублей;

снизить объем государственного долга до 63%;

создать 4 тыс. новых рабочих мест;

увеличить среднюю по региону заработную плату до 51,2 тыс. рублей.