на 2017-2019 годы

Дата размещения: 07.09.2018 12:17
Дата изменения: 07.09.2018 12:29


Одобрены решением областной
комиссии по вопросам финансовой
и инвестиционной политики
(протокол от 01.08.2016 № 5)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 ГОД и ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 и 2019 ГОДОВ

Основные направления налоговой политики Амурской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Основные направления налоговой политики) разработаны в соответствии со статьями 172,184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Амурской области от 31.08.2007 №368-ОЗ «О бюджетном процессе в Амурской области» исходя из приоритетов определенных документами:

Федерального уровня:

- Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2016 год от 03.12.2015;

- Перечнем поручений по итогам XXIII съезда Российского союза промышленников и предпринимателей от 13.04.2016

-   майскими Указами Президента Российской Федерации с №596-№606.

Регионального уровня:

-   Стратегией социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 13.07.2012 №380;

-   Программой социально-экономического развития Амурской области на 2013-2017 годы, утвержденной Законом Амурской области от 13.11.2013
№277-ОЗ.

Основными целями и задачами налоговой политики на 2016-2018 годы остаются:

обеспечение финансовой устойчивости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;

реализация приоритетных направлений социально-экономического развития Амурской области;

формирование благоприятного инвестиционного климата на территории области для повышения инвестиционной и предпринимательской активности;

обеспечение условий для формирования и исполнения областного бюджета на 2017- 2019 годы в программном формате.

Основные направления налоговой политики учитываются при планировании областного и местных бюджетов. Кроме того, данный документ является базой для  внесения изменений в законодательство области о налогах.

I. Основные итоги реализации налоговой политики в 2015-2016 годах

Реализуемая в 2015-2016 годах налоговая политика направлена на поддержание финансовой устойчивости бюджетной системы области, что в целом позволило обеспечить исполнение бюджета, сохранить производственный потенциал области, реализовать ряд инвестиционных проектов, выполнить показатели, отраженные в Указах Президента Российской Федерации, а также привлечь на территорию области новых инвесторов.

1. В целях создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства, создания новых промышленных предприятий Законами Амурской области установлены налоговые преференции:

1.1 Законами Амурской области от 05.05.2015 №528-ОЗ «Об установлении нулевой ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей», от 05.05.2015 №525-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О патентной системе налогообложения на территории Амурской области» и от 08.10.2015 №593-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О патентной системе налогообложения на территории Амурской области» установлены двухлетние налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрировавших бизнес в производственной, научной и социальной сферах.

Предприниматели вправе применить налоговые каникулы после государственной регистрации непрерывно в течение двух налоговых периодов. Налоговые каникулы действуют до 2021 года.

Перечень видов предпринимательской деятельности, по которым существует возможность применения патентной системы налогообложения дополнен 16 видами.

1.2 Законом Амурской области от 01.09.2015 №563-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О транспортном налоге на территории Амурской области» снижены ставки налога в отношении категории водных транспортных средств «Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)»:

до 50 л.с. включительно – 30 рублей;

свыше 50 л.с. до 100 л.с. – 60 рублей включительно;

1.3 Законом Амурской области от 08.10.2015 №592-ОЗ «Об установлении ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в зависимости от категорий налогоплательщиков» установлены пониженные ставки:

для организаций и индивидуальных предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1% для осуществляющих деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания и 3% для осуществляющих деятельность по дневному уходу за детьми и предоставляющих социальные услуги без обеспечения проживания престарелым и инвалидам;

для организаций и индивидуальных предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы уменьшенные на величину расходов в размере 5% для осуществляющих деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания и 7,5% для осуществляющих деятельность по дневному уходу за детьми и предоставляющих социальные услуги без обеспечения проживания престарелым и инвалидам;

1.4 Законом Амурской области от 05.02.2016 №642-ОЗ «О внесении изменений в статью 1 Закона Амурской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет» установлена ставка налога в размере 16,3% для организаций по виду экономической деятельности «производство электроэнергии гидроэлектростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций», при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на мероприятия по подготовке зоны затопления водохранилищ на территории Амурской области (лесоочистка, санитарная подготовка, охранно-спасательные и археологические работы). Средства, высвободившиеся при применении пониженной ставки планируется направить на выполнение первоочередных работ по подготовке ложа водохранилища Нижне-Бурейской ГЭС с целью ввода в эксплуатацию гидроэлектростанции в установленные сроки;

1.5 Законом Амурской области от 06.06.2016 №688-ОЗ «О внесении изменений в статью 1 Закона Амурской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет» установлены ставки налога, подлежащего зачислению в областной бюджет» для организаций, получивших в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» статус резидента территории опережающего социально-экономического развития и отвечающих требованиям и условиям, предусмотренным статьей 2844 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в размере:

0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов;

1.6 Законом Амурской области от 11.07.2016 №694-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О налоге на имущество организаций на территории Амурской области» для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», установлены ставки в размере:

0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором организация включена в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития;

1,1 процента в течение следующих пяти налоговых периодов.

Налоговым законодательством области в 2015-2016 годы сохранены льготы по налогу на имущество и прибыль организаций, имеющих как инвестиционную, так и социальную направленность, в том числе:

- льготы, имеющие инвестиционный характер для:

сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающих рыбу и осуществляющих ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующих эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов, за исключением имущества, переданного в аренду – в виде нулевой ставки по налогу на имущество организаций. По итогам 2015 года данной преференцией воспользовались 78 сельхоз товаропроизводителей на сумму 198 млн. рублей;

организаций, реализующих на территории области инвестиционные проекты по видам экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «производство пищевых продуктов, включая напитки», «обработка древесины и производство изделий из дерева», «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «производство транспортных средств и оборудования», «производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины», «производство цемента, извести и гипса», «производство изделий из бетона, гипса и цемента» – в виде снижения ставки налога на прибыль организаций до 13,5 % и освобождения от уплаты налога на имущество организаций. По итогам 2015 года данная категория оказалась невостребованной;

резидентов зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, осуществляющих деятельность на территории зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, и управляющие компании локальных зон экономического благоприятствования в части имущества, созданного в рамках инвестиционных проектов, реализуемых на территории данных зон – в виде снижения ставки налога на прибыль организаций до 13,5 % и освобождения от уплаты налога на имущество организаций. В 2015 году данной категорией не воспользовались;

организаций, осуществляющих на территории Амурской области транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, в части расположенных на территории Амурской области и стоящих на их балансе многоквартирных домов, объектов социально-культурной сферы (по видам объектов, указанных в части 4 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации) при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на строительство в Амурской области многоквартирных домов, объектов социально-культурной сферы – в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций. В 2015 году данную льготную категорию применял ООО «Транснефть-Дальний Восток», сумма льготы составила 18,3 млн. рублей. Высвободившиеся, средства направленны на финансирование строительства двух 3-х этажных многоквартирных домов в г. Белогорск;

организаций, реализующих на территории области инвестиционные проекты по строительству генерирующих мощностей установленной мощностью более 50 МВт стоимостью не ниже 5 миллиардов рублей и сроком реализации не более 5 лет, в части прибыли, полученной от размещения на счетах кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории Амурской области, денежных средств, предусмотренных на реализацию данных инвестиционных проектов, при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на цели, предусмотренные указанными инвестиционными проектами – в виде снижения ставки налога на прибыль организаций до 13,5 %. В 2015 году льгота в сумме 40,9 млн. рублей предоставлена АО «Благовещенская ТЭЦ» и направлена на реализацию инвестиционного проекта «Строительство 2-й очереди Благовещенской ТЭЦ». Таким образом, за счет введения льготной категории дополнительно в бюджет области поступило 122,6 млн. рублей налога на прибыль организаций. Ввиду завершения инвестиционного проекта, льготная категории в 2016 году отменена;

организаций, признаваемых в соответствии с главой 33 части первой Налогового кодекса Российской Федерации участниками региональных инвестиционных проектов – в виде снижения ставки налога на прибыль организаций до 0 % в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта и 10 % в течение следующих пяти налоговых периодов. По итогам 2015 года данная категория оказалась невостребованной;

- льготы, имеющие социальную направленность для:

организаций, имеющих на балансе детские  железные дороги, расположенные на территории Амурской области, в части имущества детских железных дорог при условии направления высвободившихся средств на содержание данных дорог (в части имущества организации) – в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций. В 2015 году льготой воспользовалась Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в части имущества Свободненской детской железной дороги. Сумма льготы составила 4,4 млн. рублей. Высвободившиеся от налогообложения средства направлены на оплату тепловой энергии, электроэнергии, водоснабжения и водоотведение и охраны учебных центров, станций Пионерской и Юность Малой Забайкальской железной дороги;

организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность инвалидов в которых составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов, при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на укрепление материально-технической базы данных организаций – в виде снижения ставки налога на прибыль организаций до 13,5 % и освобождения от уплаты налога на имущество организаций. В 2015 году данной категорией не воспользовались;

организаций, зарегистрированных на территории Амурской области, основным видом деятельности которых является предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества, в части стоящих на их балансе многоквартирных домов, предназначенных для сдачи в аренду, при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на погашение основного долга по кредитам, привлеченным на строительство данных домов. В 2015 году льгота не востребована.

2. В рамках перехода к налогообложению недвижимости, исходя из кадастровой стоимости Законом Амурской области от 29.11.2013 №294-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О налоге на имущество организаций на территории Амурской области» установлены особенности определения налоговой базы для отдельных категорий объектов недвижимого имущества от кадастровой стоимости. С 1 января 2014 года в перечень объектов недвижимого имущества налоговая база, по которым исчисляется от их кадастровой стоимости, включены:

торговые центры (комплексы) общей площадью и помещениям в них;

объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Законом Амурской области от 27.11.2014 №443-ОЗ с 1 января 2015 года данный перечень дополнен категорией объектов недвижимости «нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания».

Законом Амурской области от 08.10.2015 №594-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О налоге на имущество организаций на территории Амурской области» с 1 января 2016 года перечень объектов недвижимого имущества налоговая база, по которым исчисляется от их кадастровой стоимости дополнен категориями объектов недвижимости «административно-деловые центры и помещения в них» и «жилые дома и помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета».

В отношении данных объектов установлены налоговые ставки от кадастровой стоимости в следующих размерах: в 2014 году – 1,0 процент, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы – 2,0 процента.

В 2015 году поступило 73,2 млн. рублей налога на имущество организаций, исчисленного исходя из кадастровой стоимости объектов.

Общая сумма налога на имущество организаций поступившая в областной бюджет в 2015 году составила 6,2 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей больше, чем в 2014 году.

На рост поступлений налога на имущество организаций в целом повлияло постепенное увеличение ставки с 0,4% в 2013 году до 2,2% в 2019 году в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, предусмотренного пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации и увеличение балансовой стоимости основных средств у отдельных налогоплательщиков.

Кроме того, Законом области от 18.11.2014 №440-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Амурской области», с 01.01.2015 установлена единая дата начала применения нового порядка исчисления налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости имущества. В рамках полномочий представительными органами муниципальных образований приняты решения о размерах налоговых ставок и льготах по налогу на имущество физических лиц.

Размеры ставок, утвержденных органами местного самоуправления, находится в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, в 2 городских округах и в сельсоветах на территории 8 муниципальных районов представительными органами местного самоуправления дополнительно предусмотрены льготы по налогу на имущество физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков.

В связи с тем, что срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год установлен до 1 декабря 2016 года, оценить объем налога, исчисленного исходя из кадастровой стоимости, будет возможно в конце 2016 года.

3. В целях увеличения налогового потенциала области Правительством области проводится:

ежемесячный мониторинг налоговых поступлений в областной бюджет;

ежеквартальный мониторинг налоговых поступлений от крупных налогоплательщиков области (ПАО «РусГидро», ОАО «РЖД», ГК «Петропавловск», ОАО «АК «Транснефть» и других), а также от реализации крупных инвестиционных проектов имеющих федеральное и региональное значение (космодром Восточный, строительство Нижне-Бурейской ГЭС, освоение крупных месторождений золота, проекты газовой отрасли и других) и организаций, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков;

анализ налоговой отдачи по видам экономической деятельности и недоимки в консолидированный бюджет области, задолженности свыше 1 млн. рублей по налогам и сборам, зачисляемым в консолидированный бюджет области, в разрезе налогоплательщиков.

С 2015 года Правительством области организована работа по мониторингу постановки на налоговый учет организаций и своевременной регистрации обособленных подразделений, участвующих в реализации газовых инвестиционных проектах.

В целях увеличения налоговых поступлений в областной и местные бюджеты проводятся заседания Межведомственной рабочей группы по повышению эффективности работы по увеличению доходов бюджетов Амурской области, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 09.11.2009 №507, на которых рассматриваются вопросы налоговой отдачи от отдельных отраслей экономики, реализации крупных инвестиционных проектов на территории области, налогового потенциала муниципальных образований по основным видам муниципальных налогов (налог на имущество физических лиц, земельный налог), динамики поступлений федеральных, региональных и местных налогов и возникновения задолженности (недоимки) в консолидированный бюджет области.

Основной результат заседаний - детальное изучение причин, выработка единого подхода к решению, сложившейся ситуации и подготовка конкретных мероприятий, направленных на увеличение доходной части областного и местных бюджетов.

В целях улучшения взаимодействия с крупными налогоплательщиками постановлением Правительства Амурской области от 22.04.2016 №149 организованна комиссия по взаимодействию Правительства области с налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Амурской области.

Проводятся заседания рабочей группы по вопросам реализации Закона Амурской области от 09.10.2012 №93-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Амурской области».

На основании принятых решений в действующий Закон внесены изменения в части:

1) Установления потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода:

- в зависимости от количества транспортных средств по виду предпринимательской деятельности «перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам»;

- в зависимости от площадей по виду предпринимательской деятельности «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли»;

2) Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, по которым возможно применение патентной системы налогообложения;

3) В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации введен коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, корректирующий потенциально возможный доход;

4) Установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности.

Кроме того, в рамках работы данной рабочей группы принято решение о снижении ставок для организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность за престарелыми, инвалидами и детьми.

Для обеспечения сбалансированности бюджета Амурской области  распоряжением Правительства области от 15.05.2015 №64-р утвержден План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Амурской области на 2015-2018 годы.

В целях повышения устойчивости экономики Амурской области и сохранения социальной стабильности распоряжением Правительства Амурской области от 11.02.2015 №13-р и от 30.03.2016 №28-р утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Амурской области на 2015 год и 2016 год соответственно.

В результате реализации данных мероприятий по итогам 2015 года:

на 10% увеличены налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области (в 2015 год поступило 40,5 млрд. рублей, 2014 год – 36,8 млрд. рублей);

на 7,3 млрд. рублей снижен уровень дефицита консолидированного бюджета (в 2015 году дефицит 4,3 млрд. рублей, 2014 год - 11,6 млрд. рублей);

на 176 млн. рублей дополнительно сокращены расходы за счет экономии от программных и непрограммных мероприятий. За счет экономии средств, произведено перераспределение лимитов в объеме 894 млн. рублей.

Организован мониторинг налоговых поступлений от организаций, осуществляющих строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» и Амурского газоперерабатывающего завода.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата и увеличения налоговой базы в области реализуются:

- Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- постановление Правительства области от 14.06.2016 г. № 260 «О реализации отдельных положений Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закон Амурской области от 10.02.2015 №489-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Амурской области» в части предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, площадь которых не превышает 1 га;

- Закон Амурской области от 13.05.2009 №201-ОЗ «Об установлении дополнительных оснований и иных условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов, пеней и штрафов и об иных основаниях и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита»;

- государственные программы и подпрограммы с выделением субсидий («Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области»; «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Амурской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области»; программы Фонда развития промышленности Российской Федерации и Фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области);

- постановление Правительства Амурской области от 08.06.2009 № 251 «Об утверждении Перечня документов, представляемых для получения государственной гарантии Амурской области, и Порядка оформления государственной гарантии Амурской области», принятое в целях реализации Закона Амурской области от 30.06.2008 № 67-ОЗ «О порядке предоставления государственных гарантий Амурской области».

Кроме того, принят Закон Российской Федерации «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 23.05.2016 №144-ФЗ. В данном законе дополняется перечень категорий участников региональных инвестиционных проектов (далее – РИП) организациями, получившими статус РИП на основании заявления в налоговый орган, а также участниками специальных инвестиционных контрактов. Субъектам Российской Федерации предоставляется возможность установления ставки налога на прибыль организаций для новых категорий РИП в части, поступающей в бюджет субъекта в размере не превышающем 10% в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и в размере не менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов. Кроме того, в соответствии с законом, в течение 10 лет с момента применения льготной ставки налога на прибыль к установленным налоговым ставкам по налогу на добычу полезных ископаемых применяется понижающий коэффициент от 0 до 1 (0 в течение первых 2 лет с начала применения льготной ставки по налогу на прибыль, 0,2 с третьего по четвертый год, 0,4 с пятого по шестой год, 0,6 с седьмого по восьмой год, 0,8 с девятого по десятый год.);

В целях реализации данного закона на территории области, в части участников специальных инвестиционных контрактов, приняты:

- Закон Амурской области от 10.06.2015 №550-ОЗ «Об отдельных вопросах в сфере промышленной политики на территории Амурской области»

- постановление Правительства Амурской области  от 11.01.2016 №5
«О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности».

Указанные мероприятия оказывают положительное влияние на повышение налоговой отдачи и увеличение налоговых доходов бюджета.

II. Результаты мониторинга эффективности налоговых льгот

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и налоговым законодательством Амурской области для отдельных категорий налогоплательщиков в 2015 году предоставлены налоговые преференции в виде налоговых льгот и дифференцированных ставок по налогам на имущество и на прибыль организаций и транспортному налогу в объеме 3384,7 млн. руб., или 99% к 2014 году (3422,7 млн. руб.), в том числе в соответствии с:

федеральным налоговым законодательством 3088,4 млн. руб., или 97% к 2014 году (3167,9 млн. руб.); 

областным налоговым законодательством  – 296,3 млн. руб., или 117% к 2014 году (253,1 млн. руб.).

Удельный вес льгот в налоговых доходах областного бюджета имеет тенденцию к снижению: 2013 год – 18,3%, 2014 год – 12,2%, 2015 год – 10,9%.

Структура льгот в 2015 году выглядит следующим образом:

льготы, установленные федеральным законодательством – 3088,4 млн. руб. (91,2%);

льготы, предоставленные в соответствии с областным законодательством, – 296,3 млн. руб., из них:

по налогу на имущество организаций – 220,6 млн. руб.,

по транспортному налогу – 34,8 млн. руб.;

по налогу на прибыль организаций – 40,9 млн. руб.

Для анализа эффективности предоставленных налоговых льгот постановлением Правительства Амурской области от 07.02.2012 №55 «Об оценке эффективности предоставления льгот по региональным налогам и установления пониженных ставок по налогу на прибыль организаций» утверждены порядок и методика оценки эффективности.

На основании проведенной оценки, предоставленные налоговые льготы признаны эффективными. При этом за весь период предоставления льгот по региональным налогам (с 2003 года) подтверждается положительная оценка их эффективности.

III. Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы

Основные направления налоговой политики сформированы с учетом приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Амурской области и направлены на:

наращивание внутреннего налогового потенциала и налоговое стимулирование инвестиций;

совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

совершенствование областного законодательства и приведение его в соответствие нормам федерального законодательства;

оптимизация налоговых льгот и освобождений.

Основными целями налоговой политики Амурской области в трехлетней перспективе являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости и увеличение налогового потенциала посредством получения необходимого объема бюджетных доходов, с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечение социальных гарантий.

Учитывая увеличивающуюся нагрузку на консолидированный бюджет Амурской области (выполнение условий софинансирования федеральных программ, выполнения целевых показателей «майских» Указов Президента Российской Федерации и др.) будет продолжена работа по повышению эффективности администрирования доходов бюджета.

Актуальной остается задача взыскания с должников недоимки по налогам и сборам.

Для стимулирования инвестиционной деятельности, привлечения инвесторов, поддержки приоритетных и региональных инвестиционных проектов и повышения налоговой отдачи от реализации крупных инвестиционных проектов, в условиях ограниченных бюджетных ресурсов, Правительством области предусматривается концентрация мер государственной поддержки, в том числе налоговых льгот, направленных на поддержку действующих и создание новых производств.

Одним из механизмов концентрации мер государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов является:

1) создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) и предоставления налоговых преференций для резидентов ТОСЭР по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.

В области созданы две территории опережающего социально-экономического развития: ТОСЭР «Белогорск» на территории г. Белогорск (агропромышленной направленности) и ТОСЭР «Приамурская» на территориях Благовещенского и Ивановского районах (промышленно-логистической направленности).

В рамках ТОСЭР «Белогорск» на первом этапе планируется создание следующих видов производств:

- Завод по глубокой переработке сои (инициатор ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский»);

- Хлебобулочный комбинат (инициатор ООО «Белхлеб»).

На ТОСЭР «Приамурская» осуществляется реализация таких инвестиционных проектов, как «Производство по переработке цементного клинкера в с. Березовка Амурской области» (ООО «С Технология») и «Комплекс по переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов «Амурский нефтеперерабатывающий завод» (ООО «Амурская Энергетическая Компания»).

Продолжается работа по созданию ТОСЭР «Свободненская» газоперерабатывашего направления.

Якорными инвесторами ТОСЭР «Свободненская» являются ООО «Газпром переработка Благовещенск» с проектом «Амурский газоперерабатывающий завод» и ОАО «Технолизинг» с проектом «Создание производства метанола мощностью 1,2 млн. тонн в год в г. Сковородино Амурской области (с модернизацией пункта подготовки и пропарки вагонов)».

Планируется создание 2 ТОСЭР на территории моногородов в г. Свободный и г. Райчихинск;

2) реализация региональных инвестиционных проектов на территории области для:

- организаций, включенных в реестр РИП;

- организаций, получивших статус РИП на основании заявления в налоговый орган;

-организаций участников специальных инвестиционных контрактов.

При формировании основных направлений налоговой политики учтена поэтапная отмена, начиная с 2013 года, федеральных налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, с постепенным увеличением ставки с 0,4% в 2013 году до 2,2% в 2019 году, что позволит ежегодно получать прирост дополнительных доходов в бюджет области в пределах 600 млн. рублей.

Кроме того, в соответствии с посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 2016 год, важным направлением налоговой политики области является оказание поддержки малому и среднему бизнесу, в том числе с помощью совершенствования налоговых режимов для бизнеса, сохранения единой системы налогообложения до 2021 года и недопущение увеличения налоговой нагрузки.

В рамках достижения намеченных направлений налоговой политики в 2017-2019 годах будет продолжена реализация основных направлений налоговой политики предыдущих лет и реализованы мероприятия по следующим направлениям:

3.1. Наращивание налогового потенциала и налоговое стимулирование  инвестиций

Данное направление обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

проведение мониторинга финансовых и экономических показателей по широкому кругу организаций с целью определения причин колебаний их налоговой базы;

проведение мониторинга налоговых поступлений в областной бюджет от деятельности крупных налогоплательщиков и от реализации инвестиционных проектов федерального и регионального уровней (ПАО «РусГидро», ОАО «РЖД», ГК «Петропавловск», ОАО «АК «Транснефть» и другие);

проведение мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению субъектов финансово-хозяйственной деятельности, в том числе имеющих стационарные рабочие места на территории области (космодром Восточный, Нижне-Бурейская ГЭС, магистральный газопровод «Сила Сибири», Амурский газоперерабатывающий завод);

дальнейшее развитие государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов;

создание территорий опережающего социально-экономического развития Амурской области, в том числе на территории моногородов;

реализация региональных инвестиционных проектов;

сохранение налоговых льгот для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность в особо значимых для экономики области направлениях;

применение налоговых преференций по налогу на добычу полезных ископаемых для организаций, получивших статус РИП на основании заявления в налоговый орган, а также участников специальных инвестиционных контрактов;

предоставление отсрочки и рассрочки по уплате  региональных налогов, пеней и штрафов, а также предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

проведение заседаний Межведомственной рабочей группы по повышению эффективности работы по увеличению доходов бюджетов Амурской области, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 09.11.2009 №507.

3.2. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса

Для обеспечения реализации данного направления будет продолжена работа по корректировке Закона Амурской области от 09.10.2012 №93-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Амурской области» в части целесообразности пересмотра потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду деятельности «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли» в зависимости от торговой площади.

Рассмотрение вопроса по снижению ставки в отношении организаций, оказывающих отдельные социальные услуги и применяющих упрощенную систему налогообложения.

Проведение информационной работы с предпринимательским сообществом по внедрению в практику патентной системы налогообложения и переходу к данной системе налогообложения взамен ЕНВД к 2021 году.

3.3. Совершенствование областного законодательства и приведение его в соответствие нормам федерального законодательства предусматривает в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации:

рассмотрение возможности установления ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет Амурской области в размере, не превышающем 10% в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и в размере не менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов для организаций, получивших статус РИП на основании заявления в налоговый орган, а также участников специальных инвестиционных контрактов в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации Законом Российской Федерации «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации» от 23.05.2016 №144-ФЗ.

3.4. Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений предполагает:

оптимизацию налоговых льгот по итогам оценки их эффективности и результативности;

оптимизацию льготных категорий налогоплательщиков с учетом сохранения наиболее эффективных;

переход к системе целевых налоговых льгот, предоставляемых при условии заключения налоговых соглашений, с указанием направления использования высвободившихся от налогообложения средств;

ограничение сроков предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков;

рассмотрение вопроса исключения невостребованных льгот.

IV. Совершенствование законодательства Амурской области о налогах

В соответствии положениями основных направлений налоговой политики области на 2017-2019 годы в действующее налоговое законодательство области планируется внести следующие изменения:

4.1. Закон Амурской области от 04.10.2010 №389-ОЗ «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет»

Для концентрации мер государственной поддержки на наиболее приоритетных и значимых направлениях инвестиционной деятельности предлагается:

сохранить пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 13,5 процента для следующих льготных категорий налогоплательщиков:

организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты по видам экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «производство пищевых продуктов, включая напитки», «обработка древесины и производство изделий из дерева», «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «производство транспортных средств и оборудования», «производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины», «производство цемента, извести и гипса», «производство изделий их бетона, гипса и цемента», в части прибыли, полученной с момента ввода в эксплуатацию объекта инвестиций до конца срока окупаемости данного проекта, но не более чем на три года;

резиденты зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, осуществляющие деятельность на территории зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, и управляющие компании зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования в части прибыли, полученной в процессе реализации инвестиционных проектов, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории зоны территориального развития и локальной зоны экономического благоприятствования, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами ее территории;

организации, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность инвалидов в которых составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих;

сохранить ставку налога на прибыль организаций участникам региональных инвестиционных проектов, в размере:

0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта;

10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов;

сохранить ставку налога на прибыль организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», в размере:

0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов;

отменить пониженную ставку налога на прибыль для организаций, по виду экономической деятельности «производство электроэнергии гидроэлектростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций», при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на мероприятия по подготовке зоны затопления водохранилищ на территории Амурской области (лесоочистка, санитарная подготовка, охранно-спасательные и археологические работы);

4.2. Закон Амурской области от 28.11.2003 №266-ОЗ «О налоге на имущество организаций на территории Амурской области»

Налоговое стимулирование инвестиций в экономику области и в развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться посредством:

изменения целевого направления средств, высвободившихся от налогообложения в результате применения налоговой льготы для организаций, зарегистрированных на территории Амурской области, основным видом деятельности которых является предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества, в части стоящих на их балансе многоквартирных домов, предназначенных для сдачи в аренду, при условии направления высвободившихся средств на погашение  основного долга и процентов по кредитам, привлеченным для выдачи займов физическим  лицам, пополнения  оборотных средств.

сохранения нулевой ставки для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающих рыбу и осуществляющих ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующих эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов, за исключением имущества, переданного в аренду;

сохранения действующих льготных категорий:

организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты по видам экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «производство пищевых продуктов, включая напитки», «обработка древесины и производство изделий из дерева», «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «производство транспортных средств и оборудования», «производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины», «производство цемента, извести и гипса», «производство изделий их бетона, гипса и цемента», с момента ввода в эксплуатацию объекта инвестиций до конца срока окупаемости данных проектов, но не более  чем на три года в части имущества, созданного в ходе реализации инвестиционных проектов;

резиденты зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, осуществляющие деятельность на территории зон территориального развития и локальной зоны экономического благоприятствования, и управляющие компании зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования в части имущества, созданного в рамках инвестиционных проектов, реализуемых на территории данных зон;

организации, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность  инвалидов в которых составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих;

организации, имеющие на балансе детские железные дороги, расположенные на территории Амурской области, в части имущества детских железных дорог;

организации, осуществляющие на территории Амурской области транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, в части расположенных на территории Амурской области и стоящих на их балансе многоквартирных домов, объектов социально-культурной сферы (по видам объектов, указанных в части 4 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации) при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на строительство в Амурской области многоквартирных домов, объектов социально-культурной сферы;

организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», в размере:

0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором организация включена в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития;

1,1 процента в течение следующих пяти налоговых периодов.