За 2016 год

Дата размещения: 07.09.2018 11:58
Дата изменения: 07.09.2018 12:15


Аналитическая справка о  результатах оценки эффективности

предоставленных налоговых льгот в Амурской области за 2016 год

1. Мониторинг предоставленных налоговых льгот в Амурской области

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и налоговым законодательством Амурской области для отдельных категорий налогоплательщиков в 2016 году предоставлены налоговые преференции в виде налоговых льгот и дифференцированных ставок по налогам на имущество и на прибыль организаций, транспортному налогу и налогу на добычу полезных ископаемых в объеме 3592,8 млн. руб., или 106,1% к 2015 году (3384,7 млн. руб.), в том числе в соответствии с:

федеральным налоговым законодательством 3329,8 млн. руб., или 107,8% к 2015 году (3088,4 млн. руб.);  

областным налоговым законодательством – 262,9 млн. руб., или 88,7% к 2015 году (296,3 млн. руб.).

Удельный вес  льгот в налоговых доходах областного бюджета имеет  тенденцию к снижению: 2013 год – 18,3%, 2014 год – 12,2%, 2015 год – 10,8%, 2016 год – 10,5% (приложение 1).

Структура льгот в 2016 году выглядит следующим образом:

льготы, установленные федеральным законодательством – 3329,8 млн. руб. (92,6%);

льготы, предоставленные в соответствии с областным законодательством, – 262,9 млн. руб. (7,5%), из них:

по налогу на имущество организаций – 224,5 млн. руб.;

по транспортному налогу – 36,8 млн. руб.;

по налогу на прибыль организаций – 1,6 млн. руб.

2.      Оценка эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством Амурской области

Оценка эффективности предоставленных льгот по региональным налогам и установления пониженных ставок по налогу на прибыль организаций (далее – оценка эффективности налоговых льгот) проводится ежегодно, в соответствии постановлением Правительства Амурской области от 07.02.2012 №55 «Об оценке эффективности предоставления льгот по региональным налогам и установления пониженных ставок по налогу на прибыль организаций» (далее – Постановление №55) по каждой категории  налогоплательщиков, с которыми заключены налоговые соглашения. 

Оценка эффективности налоговых льгот определяется по коэффициентам эффективности:

коэффициент бюджетной эффективности предоставления льготы (Кбэ) – характеризует влияние налоговых льгот на доходы областного бюджета (увеличение налогооблагаемой базы, прирост налоговых платежей в областной бюджет);

коэффициент экономической эффективности предоставления льготы (Кээ) – отражает положительную динамику отдельных финансово-экономических показателей деятельности организаций;

коэффициент социальной эффективности предоставления льготы (Ксэ) – характеризует повышение уровня жизни населения, его социальной защищенности и обеспечения занятости (рост заработной платы, сохранение и увеличение рабочих мест).

Результаты оценки эффективности налоговых льгот необходимы для:

выявления неэффективных и невостребованных льгот, а также льгот актуальных в целях повышения инвестиционной привлекательности региона;

формирования основных направлений налоговой политики и параметров прогноза социально-экономического развития и бюджета Амурской области на очередной финансовый год и плановый период.

Оценка эффективности налоговых льгот за 2016 год проведена на основании статистической налоговой отчетности, информации, представленной отраслевыми министерствами и налогоплательщиками, применившими льготы.

Из поступивших в областной бюджет налоговых доходов 34075,8 млн. руб. региональные налоги составили 7439,2 млн. руб., или 21,8% (налог на имущество организаций – 6585,6 млн. руб., или 19,3%; транспортный налог – 853,1 млн. руб., или 2,5%; налог на игорный бизнес – 518,1 тыс. руб., или 1,5%).

Налоговые льготы на территории области установлены Законами области:

от 28.11.2003 №266-ОЗ «О налоге на имущество организаций на территории Амурской области»;

от 18.11.2002 №142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области»;

от 04.10.2010 №389-ОЗ «О пониженных ставках налога на прибыль  организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет».

В целях реализации указанных Законов Правительством области принято постановление Правительства области от 18.04.2013 №186 «Об организации работы по предоставлению налоговых льгот», в соответствии с которым в 2016 году между Правительством области и налогоплательщиками заключено 2 налоговых соглашения, предусматривающих освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Сумма льгот составила 20 992,2 тыс. руб. (приложение 2), снижение  к 2015 году в 3 раза (63,5 млн. руб.).

Как и в прежние годы в структуре налоговых льгот преобладает инвестиционная составляющая – 79,5% (16,9 млн. руб.) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам.

Социально значимые льготы предоставлены одной категорией – организации, имеющие на балансе  детские железные дороги – 20,5% (4,1 млн. руб.).

2.1. Эффективность льгот по налогу на имущество организаций

В соответствии  с Законом Амурской области от 28.11.2003 №266-ОЗ «О налоге на имущество организаций на территории Амурской области» (далее – Закон) льготы по данному налогу предоставляются в виде установления нулевой ставки и полного освобождения от уплаты налога.

Оценка эффективности налоговых льгот для налогоплательщиков, применивших нулевые ставки, не проводится.

В 2016 году нулевую ставку применили налогоплательщики следующих категорий:

1) сельскохозяйственные товаропроизводители, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу и осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов, за исключением имущества, переданного в аренду.

Льготой воспользовались 76 сельскохозяйственных товаропроизводителя, сумма льготы составила 195,8млн. руб.

2) организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Льготой воспользовались три организации, сумма льготы составила 7,8 млн. рублей.

Из шести льготных категорий налогоплательщиков, предусмотренных Законом, льготу применили две:

1) организации, имеющие на балансе детские железные дороги, расположенные на территории Амурской области, в части имущества этих дорог при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на содержание данных дорог.

Льготой воспользовалась одна организация, сумма льготы составила 4113,9 тыс. руб.

Предоставленная льгота социально ориентирована на получение дополнительного образования детям школьного возраста и формирование профессиональной подготовки детей.

В соответствии с пунктом 1.6 методики оценки эффективности предоставления льгот, утвержденной постановлением Правительства области от 07.02.2012 № 55, бюджетная и экономическая эффективность по данным категориям льгот не проводится.

2) организации, осуществляющие на территории Амурской области транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, в части  расположенных на территории Амурской области и стоящих на их балансе многоквартирных домов, объектов социально-культурной сферы.

Льготой воспользовалась одна организация, сумма льготы составила 16878,3 тыс. руб.

Высвободившиеся от применения налоговой льготы средства направлены на финансирование строительства 18 квартирного жилого дома для сотрудников.

Предоставленная в 2016 году льгота эффективна (достигнут бюджетный, экономический и социальный эффекты).

В 2016 году льготы не востребованы налогоплательщиками четырех льготных категорий:

1) организациями, реализующими на территории области инвестиционные проекты по видам экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «производство пищевых продуктов, включая напитки», «обработка древесины и производство изделий из дерева», «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «производство транспортных средств и оборудования», «производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины», «производство цемента, извести и гипса», «производство изделий из бетона, гипса и цемента»;

2) организациями, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность инвалидов в которых составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов;

3) резидентами зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, осуществляющими деятельность на территории зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, и управляющие компании локальных зон экономического благоприятствования в части имущества, созданного в рамках инвестиционных проектов, реализуемых на территории данных зон;

4) организации, зарегистрированные на территории Амурской области, основным видом деятельности которых является предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества, в части стоящих на их балансе многоквартирных домов, предназначенных для сдачи в аренду.

2.2. Эффективность льгот по налогу на прибыль организаций

Льготы по налогу на прибыль организаций в виде снижения ставки налога в части, зачисляемой в областной бюджет, предусмотрены Законом Амурской области от 04.10.2010 №389-ОЗ «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет».

Оценка эффективности налоговых льгот для налогоплательщиков, применивших нулевые ставки, не проводится.

Из льготной категории «организации, получившие в  соответствии  с  Федеральным законом от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях  опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» статус резидента территории опережающего социально-экономического развития и  отвечающих требованиям и условиям, предусмотренным статьей 284.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации нулевой ставкой воспользовалась одна организация, сумма льготы 1622 тыс. руб.

Льготы не востребованы налогоплательщиками следующих льготных  категорий:

1) организациями, реализующими на территории области инвестиционные проекты по видам экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «производство пищевых продуктов, включая напитки», «обработка древесины и производство изделий из дерева», «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «производство транспортных средств и оборудования», «производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины», «производство цемента, извести и гипса», «производство изделий из бетона, гипса и цемента», в части прибыли, полученной с момента ввода в эксплуатацию объекта инвестиций до конца срока окупаемости данного проекта, но не более чем на три года;

2) организациями, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность инвалидов в которых составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов;

3) резидентами зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, осуществляющие деятельность на территории зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, и управляющими компаниями локальных зон экономического благоприятствования в части прибыли, полученной в процессе реализации инвестиционных проектов, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории зоны территориального развития и локальной зоны экономического благоприятствования, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами ее территории;

4) организациями - участниками региональных инвестиционных проектов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, региональные инвестиционные проекты которых удовлетворяют требованию, установленному подпунктом 1 пункта 1 статьи 25.8  части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

2.3. Эффективность льгот по транспортному налогу

Льготы по транспортному налогу установлены Законом Амурской области от 18.11.2002 № 142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области» для малообеспеченных, социально-незащищенных граждан. В 2016 году объем льгот составил 36,8 млн. руб., или 4,4% в общем объеме транспортного налога, поступившего в областной бюджет.

Льготами воспользовались 28220 граждан (пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой Отечественной Войны, Герои Советского Союза и Российской Федерации, родители (усыновители, опекуны), имеющих детей-инвалидов, а также родители, имеющие трех и более детей). Льготы, предоставленные данным категориям налогоплательщиков, имеют социальную направленность, так как  являются одной из мер социальной поддержки населения.

В соответствии с пунктом 1.6 методики оценки эффективности предоставления льгот, утвержденной постановлением Правительства области от 07.02.2012 № 55, бюджетная и экономическая эффективность по данным категориям льгот  не проводится.

Из проведенного анализа следует:

1. Налоговые льготы, предоставленные в 2016 году эффективны.

2. Ежегодно из установленных Законами области льготных категорий налогоплательщиков отдельные категории не востребованы:

в 2013 году из 19 – востребованы 4 (21%);

в 2014 году из 12 – востребованы 4 (33%);

в 2015оду из 10 – востребованы 4 (40%);

В 2016 году из 11 – востребованы 4 (36%).

3. Результаты оценки эффективности налоговых льгот за 2016 год будут учтены при формировании основных направлений налоговой политики на 2018-2020 годы.