Доклад министерства экономического развития Амурской области «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в 2013 году»

Дата размещения: 10.09.2018 15:40
Дата изменения: 10.09.2018 15:44


ДОКЛАД
министерства экономического развития Амурской области
«О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в 2013 году»

Раздел I

«Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования  деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов»

Нормативно-правовыми актами, регулирующими лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов являются:

1. Федеральные нормативно-правовые акты:

-  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности;

- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия;

- Федеральный закон от 02.02.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии», определяет типовую форму лицензии;

-  Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», которое определяет порядок уведомления лицензиатом лицензирующих органов субъектов российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый  вид деятельности;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287  «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов», определяет порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001
№ 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения»
определяет порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001
№ 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения»
определяет порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов цветных  металлов на территории Российской Федерации.

2. Региональные нормативно-правовые акты:

- Постановление Губернатора Амурской области от 06.02.2009 № 36 «О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»;

- Постановление Губернатора Амурской области от 17.05.2012 № 203 «Об утверждении Положения министерства экономического развития Амурской области»;

- Приказ министерства экономического развития Амурской области от 01.06.2012 № 5-пр «Об утверждении форм документов, используемых в процессе лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов»;

- Приказ министерства экономического развития Амурской области от 04.06.2012  № 6-пр «О формировании, ведении и хранении лицензионных дел».

- Приказ министерства экономического развития Амурской области от 04.06.2012 № 07-пр «Об утверждении Перечня разрешённых для приёма от физических лиц лома и отходов цветных металлов»;

- Приказ министерства экономического развития Амурской области от 09.07.2012 № 28-пр «О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

- Приказ министерства экономического развития Амурской области от 15.04.2013 № 27-пр «Об утверждении административного регламента  министерства экономического развития Амурской области по предоставлению государственной услуги «Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов»»;

- Приказ министерства экономического развития Амурской области от 15.04.2013 № 28-пр «Об утверждении административного регламента министерства экономического развития Амурской области по исполнению государственной функции «Осуществление лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов»

- Должностной Регламент государственного служащего Амурской области, замещающего главную должность государственной гражданской службы области, категории «Руководители», начальника отдела машиностроительного комплекса и лицензирования, управления обрабатывающих производств министерства экономического развития Амурской области, утвержденный министром экономического развития Амурской области 06.06.2012;

- Должностной Регламент государственного служащего Амурской области, замещающего ведущую должность государственной гражданской службы области, категории «Специалисты», ведущего консультанта отдела машиностроительного комплекса и лицензирования, управления обрабатывающих производств министерства экономического развития Амурской области, утвержденный министром  экономического развития Амурской области 06.06.2012;

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов размещены на  официальном Портале Правительства Амурской области в разделе «Экономика и финансы» в подразделе «Лицензирование деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов», а также на официальном сайте министерства экономического развития Амурской области, что обеспечивает доступность изучения нормативной базы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по данному вопросу.

 Раздел II

«Организация и осуществление лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов,

цветных металлов»

В министерстве экономического развития Амурской области лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов осуществляет отдел машиностроительного комплекса и лицензирования управления обрабатывающих производств. В отделе машиностроительного комплекса и лицензирования – предоставление государственной услуги «Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов» и  лицензионный контроль возложены на двух человек (1 ед. - начальник отдела машиностроительного комплекса и лицензирования, 1 ед. – ведущий консультант отдела машиностроительного комплекса и лицензирования).

Организация и осуществление лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Амурской области осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов  вошло в перечень государственных услуг и государственных функций органов исполнительной власти Амурской области и подведомственных учреждений, предусматривающих межведомственное взаимодействие. Поставщиками запрашиваемых сведений по межведомственному взаимодействию являются: Казначейство России (сведения о госпошлине),  Росреестр (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (о переходе прав на объект недвижимого имущества)), ФНС России (сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей). В 2013 году межведомственное взаимодействие осуществлялось в рамках предоставления сведений о госпошлине. Средний срок – один день.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в электронной форме не осуществлялось, в связи с отсутствием обращений соискателей лицензий и лицензиатов.

В 2013 году министерством экономического развития Амурской области в соответствии с утверждённым планом планировалось проведение четырех плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов. Фактически  проведено четыре плановые проверки (восемь объектов). По результатам проверок двум лицензиатам выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Арбитражным судом Амурской области два лицензиата привлечены к административной ответственности, в виде штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 60 000 рублей. В 2013 году проведены две внеплановые проверки по исполнению предписания, из них одна проверка – по предписанию, выданному в 2012 году. В соответствии с предписанием  об устранении выявленных нарушений в 2014 году будет проведена  внеплановая проверка предприятия нарушившего лицензионные требования в 2013 году.

Министерством экономического развития Амурской области в 2013 году совместных плановых проверок не проводилось.

При предоставлении и переоформлении лицензий министерством экономического развития Амурской области проведено 14 документарных проверок и 14 внеплановых выездных проверок по результатам, которых были предоставлены и переоформлены лицензии.

В министерстве экономического развития Амурской области лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов осуществляют:

-  начальник отдела машиностроительного комплекса и лицензирования, в квалификационные требования которого входит наличие высшего профессионального образования и стаж гражданской службы  не менее четырёх лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет.

- ведущий консультант отдела машиностроительного комплекса и лицензирования, в квалификационные требования которого входит наличие высшего профессионального образования и стажа гражданской службы не менее двух лет или  стажа работы по специальности не менее четырёх лет.

В 2013 году начальник отдела машиностроительного комплекса и лицензирования министерства экономического развития Амурской области прошел краткосрочное обучение в Амурском государственном университете
г. Благовещенска.

Министерством экономического развития Амурской области ведется работа с соискателями лицензий и лицензиатами направленная на предотвращение ими нарушений лицензионных требований:

- постоянно проводятся консультации с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по вопросам лицензирования деятельности заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, а также по процедуре проведения лицензионного контроля;

- для всех заинтересованных лиц на сайте министерства экономического развития Амурской области размещена информация необходимая для осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов;

- после утверждения Плана проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предстоящий год, он размещается на официальном сайте министерства экономического развития Амурской области, а также посредствам телефонной, почтовой, электронной связей, и при непосредственном общении с лицензиатами доводится до них. Лицензиаты информируются о нормативно-правовых актах, действующих на данный момент и лицензионных требованиях, проверяемых должностным лицом министерства.

В результате проводимой работы в 2013 году отсутствовали отказы лицензирующим органом в предоставлении и переоформлении лицензий, а также уменьшилось количество нарушений лицензионных требований при проведении плановых проверок.

Раздел III

«Анализ и оценка эффективности лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов,

цветных металлов»

Данный анализ проведён на основании следующих  документов и  сведений:

- приказов о проведении проверок соискателей лицензии и лицензиатов;

- документов, полученных в результате проведенных в 2013 году проверок соискателей лицензии и лицензиатов, в том числе мероприятий по лицензионному контролю, выполненных в процессе проверок (акты проверок, заключения специалистов, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях);

- заявлений  и  обращений  юридических  лиц,  индивидуальных предпринимателей и граждан, органов государственной власти, поступающие по вопросам лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов;

- документов, подтверждающих выполнение лицензиатами предписаний, решения Арбитражного суда Амурской области о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Показатели эффективности лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в 2013 году в сравнении с 2012 годом представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Показатели эффективности лицензирования деятельности  по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов,

цветных металлов

п/п

Наименование

показателя

2012

2013

Отклонение, %

1.

Доля обращений и (или) заявлений о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии, прекращении действия лицензии, о выдаче дубликата, копии лицензии, полученных лицензирующим органом в электронной форме, %

-

-

-

2.

Доля обращений и (или) заявлений о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии, прекращении действия лицензии, о выдаче дубликата, копии лицензии, полученных лицензирующим органом на бумажном носителе, %

100

100

-

3.

Доля решений об отказе в предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии (в случаях, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации), отмененных судом (в % от общего количества принятых решений о предоставлении, переоформлении, продлении срока действия лицензии (в случаях, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации)

-

-

-

4.

Средний срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии, дни

31 

25 

80,6 

5.

Доля заявлений о предоставлении лицензии, рассмотренных в установленные законодательством Российской Федерации сроки (в % от общего числа заявлений соответственно)

100

100

-

6.

Средний срок рассмотрения заявления о переоформлении и продлении срока действия лицензии (в случаях, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации), дни;

15

15

-

7.

Доля заявлений о переоформлении лицензии или продлении срока действия лицензии (в случаях, если продление срока действия лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации), рассмотренных в установленные законодательством сроки (в % от общего числа заявлений)

100

100

-

8.

Доля заявлений лицензирующего органа, направленных в органы прокуратуры, о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в % от общего числа заявлений лицензирующего органа, направленных в органы прокуратуры),

-

-

-

9.

Доля решений суда об удовлетворении заявлений  лицензирующего органа об административном приостановлении деятельности лицензиата (в % от общего числа обращений лицензирующего органа в суд с заявлениями об административном приостановлении деятельности лицензиатов)

-

-

-

10.

Доля решений суда об удовлетворении заявлений лицензирующего органа об аннулировании лицензии (в процентах от общего числа обращений лицензирующего органа в суд с заявлениями об аннулировании лицензий), %

-

-

-

11.

Доля проверок, проведенных лицензирующим органом, результаты которых признаны недействительными (в % от общего числа проведенных проверок)

-

-

-

12.

Доля проверок, проведенных лицензирующим органом с нарушением требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам применены меры дисциплинарного и административного наказания (в % от общего числа проведенных проверок)

-

-

-

13.

Доля лицензиатов, в отношении которых лицензирующим органом были проведены проверки (в % от общего количества лицензиатов)

21,9  

12,5 

57,0   

14.

Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного лицензиата за отчетный период, шт.

1    

1,2    

120,0   

15.

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в % от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок)

28,6   

33,3  

116,4  

16.

Количество грубых нарушений лицензионных требований, выявленных по результатам проверок лицензиатов, шт.

14     

0       

-

17.

Количество грубых нарушений лицензионных требований, повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, выявленных по результатам проверок (по видам вреда), шт.

-

-

-

18.

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в % от общего числа проверок, по итогам которых выявлены правонарушения)

25 

100  

-

19.

Доля предписаний, выданных в рамках лицензионного контроля, не исполненных после истечения срока, установленного в предписаниях (в  % процентах от общего числа проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований)

-

-

-

20.

Отношение суммы взысканных (уплаченных) административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, %

100

100

-

В связи с проведенной работой в 2013 году у министерства экономического развития Амурской области не было оснований для отказов в предоставлении и переоформлении лицензий.

Наиболее распространенными нарушениями, приведшими к вынесению административных наказаний, являются нарушения лицензиатами лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, а именно - нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов, цветных металлов и их отчуждения.

Случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших по причине нарушения лицензионных требований, и действий лицензирующего органа, направленных на предотвращение аналогичных случаев в будущем - не выявлено.

Случаев причинения лицензиатами вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с деятельностью лицензиатов – не выявлено.

Сведения об оспаривании в суде оснований и результатов проведения министерством экономического развития Амурской области мероприятий по контролю за деятельностью лицензиатов, сведения об оспаривании результатов рассмотрения заявлений лицензиатов в министерство не поступали.

Раздел IV

«Выводы и предложения по осуществлению лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов»

Для повышения эффективности лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, а также лицензионного контроля необходимо продолжение работы по совершенствованию законодательства:

1. Статья 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение названного Федерального закона.

Однако, лицензирующий орган, осуществляющий лицензионный контроль, лишен возможности привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушение Федерального закона, необоснованно препятствующих проведению проверок, уклоняющихся от проведения проверок.

Действующее законодательство не наделило лицензирующие органы субъектов Российской Федерации соответствующими полномочиями, в частности по составлению протоколов о привлечении к административной ответственности в случаях препятствия проведению проверок или уклонения от проведения проверок.

2. В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» необходимо, уточнить механизм переноса срока проведения плановой проверки;

3. Статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнить положением об установлении полномочий должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

4. Необходимо произвести единообразие в применении норм части 1 статьи 17, части 3 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» по подтверждению уплаты государственной пошлины. Считаем, что часть 1 статьи 17 и часть 3 статьи 18 противоречат нормам Федерального закона от 27.07.2010 № 210 – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

5.Необходимо проведение практических семинаров на федеральном уровне по вопросам осуществления лицензирования отдельных видов деятельности и лицензионного контроля.

Основными задачами министерства экономического развития Амурской области по осуществлению лицензионного контроля (надзора) в сфере лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории  Амурской области в 2014 году являются:

 - выполнение в полном объеме плана проведения плановых проверок в отношении лицензиатов. Планом проведения проверок лицензиатов на 2014 год предусмотрено проведение 4 плановых проверок;

- профилактика правонарушений в сфере деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов путем повышения качества консультативной работы министерства экономического развития Амурской области.    

Исполняющий обязанности министра экономического развития Амурской области                                          О.В.Кукшенева