Амурская область во второй половине 40-х - 80-е годы ХХ века

Дата размещения: 30.07.2018 15:40
Дата изменения: 31.07.2018 06:53


АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И НАСЕЛЕНИЕ

Новый субъект России. После окончания Великой Отечественной войны Амурская область оставалась в составе Хабаровского края. Область располагала лучшим в сравнении с некоторыми другими дальневосточными районами страны сочетанием сырьевых, энергетических и земельных ресурсов, что создавало благоприятные условия для развития народного хозяйства, подъема благосостояния трудящихся. Несмотря на все трудности восстановительного периода, Советское правительство уделяло большое внимание экономическому развитию Дальнего Востока, чему способствовала реорганизация административно-территориального деления региона, проведенная в послевоенные годы.

2 августа 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Амурская область была выделена из состава Хабаровского края в самостоятельный субъект Российской Федерации.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о выделении Амурской области из состава Хабаровского края в самостоятельную область РСФСР

2 августа 1948 г.

Утвердить представление Президиума Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики о выделении Амурской области из состава Хабаровского края в самостоятельную область РСФСР…и о включении в состав Амурской области следующих районов Читинской области: Джелтулакского, Зейского, Зейско-Учурского, Нюкжинского, Сковородинского и Тыгдинского.

Ведомости Верховного Совета СССР. М., 1948. № 32.

Некоторые северные территории Амурской области имели редкое население, отсталое хозяйство, неразвитую социальную инфраструктуру (в частности, школьное образование, здравоохранение), плохие пути сообщения, неудовлетворительную связь. Существование таких самостоятельных районов было нецелесообразно.

В 1953 году был ликвидирован Нюкжинский район, территория его включена в состав Джелтулакского района. Через год был упразднен Зейско-Учурский район, а в 1955 году – Кумарский. Территория первого из них вошла в состав Зейского района, второго – частью в Свободненский, частью – в Шимановский районы.
По сравнению с 1940 г. размеры Амурской области увеличились почти на 50 тысяч квадратных километров. Территория ее составляла 361,9 тысяч квадратных километров. Рост территории Амурской области, положение самостоятельной административной единицы РСФСР, несомненно, укрепляло ее экономический потенциал, содействовало дальнейшему развитию сельского хозяйства и промышленности, активизировало культурную и общественную жизнь.
Развитие промышленности и транспорта, рост производства сельскохозяйственной продукции повлекли за собой важные изменения в социальной структуре населения Амурской области, в административном облике многих населенных пунктов. Появились новые города – Шимановск (1950 г.) и Завитинск (1954 г.), которые были крупными железнодорожными узлами. Большим промышленным центром в области становится Куйбышевка-Восточная, переименованная в 1957 г. в город Белогорск. В рабочие поселки были преобразованы Архара, Тыгда, Огоджа, Тахтамыгда и другие.

Административное устройство Амурской области совершенствуется в соответствии с очередными экономическими, культурными и политическими задачами. В ноябре 1975 г. в Благовещенске были образованы Ленинский и Пограничные районы, города Зея, Шимановск, поселок Тындинский (Тында) преобразованы в города областного подчинения. Джелтулакский район был переименован в Тындинский, а Тыгдинский район стал именоваться Магдагачинским (центр – поселок Магдагачи).

В конце ХХ века в Амурской области насчитывалось семь городов областного подчинения (Белогорск, Благовещенск, Зея, Райчихинск, Свободный, Тында, Шимановск) и два города районного подчинения (Завитинск, Сковородино), двадцать сельских районов (Архаринский, Белогорский, Благовещенский, Бурейский, Завитинский, Зейский, Ивановский, Константиновский, Магдагачинский, Мазановский, Михайловский, Октябрьский, Ромненский, Свободненский, Селемджинский, Серышевский, Сковородинский, Тамбовский, Тындинский, Шимановский).

Население. К концу 30-х годов население Амурской области увеличилось по сравнению с дореволюционным временем в полтора раза и составило в 1939 г. 448259 человек, в том числе – 177401 (39,6 %) городского и 270858 (60,4 %) – сельского населения. В годы Великой Отечественной войны население в Амурской области сократилось. Десятки тысяч амурцев ушли на фронт. Прекратилась переселенческая работа.
В послевоенные годы возобновляется плановое переселение трудящихся из центральных районов страны. Тысячи семей из Брянской, Белгородской, Псковской, Курской, Воронежской, Тамбовской и других областей прибыли в Приамурье и обосновались здесь на постоянное жительство. Государство принимало дополнительные меры для привлечения переселенцев из европейской части страны на Амур.
По новым условиям все переселяющиеся на Дальний Восток получили возможность обзавестись личным хозяйством, их обеспечивали жильем, продовольствием, а также работой по специальности. В течение десяти лет переселенческая семья освобождалась от уплаты сельскохозяйственного налога. В это время переселение происходило главным образом в колхозы и совхозы.
Помимо планового переселения, в Амурскую область ежегодно приезжают молодые специалисты – выпускники вузов и техникумов страны. Для большинства из них амурская земля становится родной. Возврат переселенцев в эти годы был незначительный и вызывался такими причинами, как материальные и жилищные трудности, тоска по родным местам, неблагоприятные климатические условия.

Население области росло и за счет естественного воспроизводства. Это объяснялось тем, что в Приамурье, как и на всем Дальнем Востоке, процент молодежи среди населения был выше, чем в среднем по стране. Выросло городское население. Особенно быстро росли города Благовещенск, Свободный, Белогорск, Райчихинск, рабочие поселки Архара, Магдагачи, Серышево, села Тамбовка, Ивановка.

В 1958 г. население Амурской области достигло 717,5 тысяч, в том числе, городского – 428,8 тысяч, сельского – 288,7 тысяч. Большую роль здесь сыграло освоение целинных земель, строительство Зейской и Бурейской гидроэлектростанций, Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, увеличение численности вооруженных сил и пограничных войск.

По итогам Всесоюзной переписи 1989 г. население Амурской области (включая временно проживающих) составило 1057,8 тысяч человек.

90-е годы ХХ века являются тяжелыми в истории нашей страны. Ельцинские буржуазные реформы привели к разрушению народного хозяйства, упадку культуры и науки, массовой безработице, обнищанию большинства народа. В эти годы численность населения России стала быстро сокращаться, смертность превышала рождаемость. Не избежала этой печальной участи и наша Амурская область. В числе главных причин уменьшения численности ее населения не только плохие условия жизни, но и высокая миграция. Многие люди, особенно из северных районов, стали покидать Приамурье.

Среди регионов Дальнего Востока по численности населения Амурская область занимает четвертое место, уступая Приморскому и Хабаровскому краям и Якутии. По Всероссийской переписи населения, которая прошла в октябре 2002 г., в Амурской области постоянно проживает 902 тысячи 500 человек и 4 тысячи 200 выходцев из стран СНГ (преимущественно украинцы и белорусы), приехавшие на заработки. И только незначительная часть – иностранцы из дальнего зарубежья, в том числе китайцы и корейцы.

Амурская область весьма условно может называться аграрной, так как 65,8 % населения – это городские жители, и только 34,2 % живут в сельской местности. Такая ситуация сохраняется на протяжении последних пятидесяти лет. 36,8 % горожан проживает в Благовещенске, то есть у нас городское население распределено достаточно равномерно по городам и рабочим поселкам, что не характерно для других регионов Дальнего Востока.

И еще одна особенность Амурской области. Количество женщин в Приамурье превышает численность мужчин. Разница по переписи составила 28 тысяч 900 человек. В 1989 г. разрыв был весьма незначительный: 1 тысяча 100 человек. Основные причины такого резкого уменьшения мужского населения – сокращение и передислокация воинский частей, окончание строительства БАМа (там работали в основном мужчины), упадок угольной, лесной, металлообрабатывающей промышленности.

В 50–80-е годы ХХ века заметные изменения происходят в социальной структуре амурского населения. Две трети занятых в общественном производстве составляли рабочие и техническая интеллигенция. Сокращается сельское население. Причем для него характерна большая текучесть кадров. Значительно уменьшилась такая социальная группа, как колхозники – не только из-за оттока сельских жителей в города, но из-за преобразования многих колхозов в совхозы. Это изменило социальное положение колхозников, перешедших в группу сельскохозяйственных рабочих.

В 60–80-е годы ХХ века в социальном облике амурчан появилась новая тенденция, характерная для всей страны, – происходило увеличение доли работников непроизводственной сферы (просвещение, здравоохранение, культура, бытовое обслуживание).

Хотя уровень жизни амурцев год от года постепенно повышается, но в отличие от жителей европейских районов страны они значительно меньше были обеспечены жильем, услугами здравоохранения, культурного и бытового обслуживания. Отдаленность Амурской области от центральной части страны, ее пограничное положение накладывают особый отпечаток на хозяйственную и духовную жизнь населения. Характерная для всего Дальнего Востока постоянная нехватка рабочей силы является существенным тормозом в разработке природных ресурсов области, расширении промышленного и сельскохозяйственного производства.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО (1946–1950 гг.)

После окончания Великой Отечественной войны Амурская область оставалась аграрно-индустриальной, с высоким удельным весом сельского хозяйства, с развитой пищевой промышленностью, добычей угля, золота, заготовкой леса.

Война нанесла западным районам страны огромный урон. Восстановление разрушенного народного хозяйства в европейской части СССР требовало от государства мобилизации больших материально-технических, финансовых и людских ресурсов, что, естественно, ограничивало возможности крупных капиталовложений в восточные районы страны. Амурская область, как и другие регионы Дальнего Востока, в эти первые послевоенные годы развивалась преимущественно на собственной экономической основе, получая от государства минимальную финансовую помощь.

В системе Дальневосточного экономического района область играла роль продовольственно-сырьевой и топливной базы. Кроме добычи золота, которая имела союзное значение, остальные отрасли – угледобывающая, лесная, пищевая – удовлетворяли потребности населения и хозяйства региона. Металлообрабатывающая промышленность оставалась на низком уровне и специализировалась главным образом на ремонте оборудования и машин, поступавших из других районов страны. Машиностроение почти отсутствовало. Электроэнергетическая база была очень слабой.

Главными факторами роста народного хозяйства оставались организационные мероприятия административно-командной системы, социалистическое соревнование, движение изобретателей и рационализаторов. Великая победа советского народа над Германией и Японией вызвала в стране массовый патриотический подъем, стремление быстрее восстановить народное хозяйство, добиться его дальнейшего развития, улучшения материального благосостояния и культурного уровня.
В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял «Закон о восстановлении и развитии народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг.» Предпринятые меры сыграли позитивную роль в восстановлении и укреплении хозяйства, в увеличении производства промышленной и сельскохозяйственной продукции.
В Амурской области большой размах получает социалистическое соревнование, борьба за техническое совершенствование производства.

Уже в первом послевоенном году молодежная тракторная бригада Леонида Кондратюка из Ерковецкой МТС Ивановского района стала известна всей стране. Бригада выступила инициатором соревнования за выращивание высокого урожая и перевыполнение плана тракторных работ. В это соревнование тут же включились 142 тракторные бригады, 76 из них перевыполнили государственные задания. Бригада Л. Кондратюка годовой план тракторных работ выполнила на 200 процентов, за что ей присудили третью премию во Всесоюзном социалистическом соревновании.

Когда на амурские поля пришла вторая послевоенная весна, их трактора снова были впереди. Посеять, убрать, больше и быстрее! Это понимал каждый. Именно поэтому хлебная страда первых послевоенных лет дала новые имена участников соревнования. Дмитрий Тендитный и Андрей Ярош из Ивановского района, Степан Белан из Кагановического (ныне Октябрьского) района и многие их товарищи, молодые трактористы и комбайнеры в день убирали по 13–14 гектаров, почти вдвое перекрывая норму.

Борьба за досрочное выполнение первой послевоенной пятилетки распространилась в промышленности. Молодежная бригада Анатолия Попова, работающая на Райчихинском угольном разрезе Аллочкин отрог (в настоящее время поселок Широкий), завоевала первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании молодежных бригад.

Молодые рабочие Михайло-Чесноковского вагоноремонтного завода в Свободном Федор Авилов, Григорий Киняйкин, Виктор Пронькин и другие систематически перевыполняли годовые плановые задания. В 1948 году свыше 1700 молодых рабочих области выполняли по два и более годовых задания.

В августе 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР машинисту экскаватора И. И. Каньшину и горному мастеру А. И. Царькову из Райчихинска первым в Амурской области было присвоено звание Героя Социалистического Труда за выдающиеся успехи в увеличении добычи угля.

Одновременно в Амурской области, как и в других регионах страны, по инициативе партии и правительства началась работа по укрупнению колхозов, в результате которой на базе 90 мелких колхозов было организовано 42 крупных хозяйства. Работа по укрупнению колхозов продолжалась и в последующие годы. Необходимость этой меры вызывалась тем, что небольшие колхозы, насчитывавшие иногда по 20–30 дворов (в среднем – 80 дворов), не могли эффективно использовать сложную сельскохозяйственную технику. Дорого обходилось в них содержание управленческого аппарата.
Благодаря заботе государства, большой организационно –политической работе Амурской областной партийной организации, которую до 1948 г. возглавлял А.М. Спиридонов, а затем Ф.Р. Васильев, массовому трудовому героизму рабочих и колхозников напряженная программа четвертой пятилетки была выполнена досрочно. Амурская промышленность превзошла уровень довоенного времени. Особенно значительно выросли добыча угля, золота, заготовка лесоматериалов, металлообработка, промышленная переработка сельскохозяйственного сырья. Если в 1940 г. посевные площади в Амурской области составляли 569 тысяч гектаров, то через десять лет их уже было 695,7 тысяч гектаров. Однако развитие сельского хозяйства проходило медленными темпами. В области было много убыточных колхозов и совхозов, не хватало специалистов, новейшей сельскохозяйственной техники.

НОВЫЙ ОБЛИК АМУРСКОЙ ДЕРЕВНИ

Характерной особенностью развития экономики в 50–80-е годы были мероприятия, направленные на подъем сельского хозяйства и промышленности, поиски новых методов управления народным хозяйством, попытки его реформирования.

В эти годы Амурскую партийную организацию возглавляли А. И. Собенин, П. И. Морозов, С. С. Авраменко. Главами исполнительной власти были С. А. Игнатов, В. Н. Комаров, В. Н. Иванов, П. П. Лавунов, В. А. Грек, И. Ф. Маврин.

Особенно неудовлетворительное положение в начале 50-х годов сложилось в сельском хозяйстве, которое не обеспечивало потребности населения в продовольствии, а промышленность – в сырье. Для быстрого увеличения производства зерна, овощей, картофеля, продуктов животноводства требовалась либо интенсификация земледелия и животноводства, либо значительное расширение посевных площадей, вовлечение в производство дополнительной рабочей силы, строительство новых предприятий, то есть экстенсивный путь развития.

Интенсификация требовала больших денежных средств и много времени, чтобы повысить энерговооруженность сельскохозяйственного производства, улучшить плодородие почв, модернизировать машинно-тракторный парк, осуществить специализацию и кооперирование отдельных хозяйств, развивать многопрофильное сельское строительство, на что у государства в те годы не было ни финансовых возможностей, ни достаточного времени. Поэтому экономические проблемы решались преимущественно в рамках экстенсивного хозяйства и многочисленных административных перестроек и реорганизаций.

В сентябре 1953 г. правительство приняло программу мер по развитию сельского хозяйства: увеличение капиталовложений, обеспечение колхозов и совхозов кадрами специалистов, улучшение снабжения тракторами, комбайнами, другой техникой, сокращение размера сельскохозяйственного налога с колхозников в 2,5 раза, списание с колхозов и колхозников задолженности за прошлые годы, переход от натуральной оплаты труда к денежной.

Уже в октябре 1953 г. на работу в МТС и колхозы Амурской области был направлен 371 человек, среди них 14 инженеров, 107 агрономов, 91 зоотехник, 129 трактористов и других специалистов. Через год «Амурская правда» сообщала, что 1038 специалистов с высшим и средним образованием и механизаторов пришли на работу в колхозы, совхозы, МТС области. Одновременно развертывалась подготовка специалистов в Благовещенском сельскохозяйственном институте и техникуме. С каждым годом крепла материально-техническая база колхозов и совхозов.

На целину! Большое значение в скорейшем решении продовольственной проблемы имело освоение целинных земель. В ряду целинных житниц Российской Федерации видное место принадлежало Амурской области. В марте 1954 г. девятая областная партконференция приняла решение включить в сельскохозяйственный оборот 125 тысяч гектаров новых земель, из которых 25 тысяч засеять уже в 1954 году.

В осуществлении этой задачи достойный вклад внесли трудящиеся Приамурья. В ряды целинников влились передовые рабочие промышленных предприятий Благовещенска, Куйбышевки-Восточной (Белогорска), Свободного, Райчихинска. На призыв осваивать целинные земли откликнулись представители интеллигенции, демобилизованные воины, амурская молодежь. Всего к июлю 1954 года в колхозы и совхозы приехало около семи тысяч добровольцев.

Сообщение о выезде молодежи на целинные земли Приамурья

…В эти дни с вокзалов различных городов отходят поезда в районы освоения целинных земель. На станциях тысячи провожающих, гремит музыка.

…Вы видите на карте города Куйбышев, Балашов, Ульяновск, Липецк и Новгород. Из этих городов и областей в Приамурье едут более 800 юношей и девушек, которые через некоторое время станут рабочими машинно-тракторных станций и новых совхозов Амурской области…

Молодежь Приамурья! Готовь теплую заботливую встречу своим новым друзьям!

«Амурский комсомолец», 16 марта 1955 г.

Осваивая амурскую целину, люди построили новые поселки, дороги, вдохнули жизнь в веками пустовавшие места. В 1954 г. на географической карте Амурской области не было центральной усадьбы совхоза «Чесноковский». В короткие сроки на том месте, где целинники жили в землянках, палатках, вагончиках, выросло большое благоустроенное село с Домом культуры, средней школой, больницей.

На ранее пустовавших землях были организованы совхозы «Чесноковский», «Пограничный» и «Бирминский». На базе небольших колхозов и освоенных новых земель были созданы совхозы «Куприяновский», «Свободненский», «Николаевский».

В 1954 г. было поднято 200 тысяч гектаров, а за четыре года – 423 тысячи гектаров земель. Общая площадь пахотных земель в Амурской области превысила миллион гектаров. В 1958 году производство хлеба составило 23 миллиона пудов вместо 15,5 миллиона в 1953 году.

Много сил и энергии освоению новых земель отдал Н. И. Агошков – бригадир совхоза «Бирминский», В. Т. Гудим – бригадир колхоза «Приамурье» Тамбовского района, А. Н. Контомиров – бригадир совхоза «Чесноковский», П. В. Малиенко – тракторист совхоза «Пограничный», А. Ф. Слепцов – бригадир колхоза «40 лет Октября» Ивановского района и многие другие. Активные участники освоения сельскохозяйственных угодий Амурской области награждались орденами и медалями СССР, из них около шести тысяч – медалью «За освоение целинных земель».
Целина много дала народному хозяйству Амурской области. За двадцать лет у нас было освоено 792 тысячи гектаров новых земель, площадь пашни составила 1 миллион 724 тысячи гектаров. В хозяйствах Архаринского и Свободненского районов площадь пахотных земель расширилась в три раза. В два и более раза возросли посевные площади в колхозах и совхозах Благовещенского, Бурейского, Завитинского, Константиновского, Ромненского и Михайловского районов. В Амурской области сосредоточено 60 процентов пахотных земель Дальневосточного региона. Область становилась житницей Дальнего Востока.
Однако освоение целинных и залежных земель носило характер чрезвычайного мероприятия. Оно только на время устранило остроту зерновой проблемы. В сущности, освоение целины – это экстенсивный путь развития сельского хозяйства.
На пути к современному сельскому хозяйству. В марте 1958 г. было принято решение о реорганизации МТС и создании ремонтно-технических станций для производственного обслуживания колхозов и совхозов. Колхозы получили право покупать у государства сельскохозяйственную технику. Уже в декабре 144 амурских колхоза приобрели технику на 90 миллионов рублей. Однако хозяйства попали в сложное положение. Им приходилось изыскивать средства не только на покупку, но и на ремонт, обслуживание и хранение сельскохозяйственной техники.

В апреле 1961 г. было организовано Амурское областное объединение «Сельхозтехника», что значительно улучшило снабжение деревни тракторами, комбайнами и другой техникой, горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями. Все это колхозы получали у государства по весьма льготным ценам.
В 60-е годы изменилась структура хозяйств и их качественные показатели. Если в 1950 г. в Амурской области было 532 колхоза и 16 совхозов, то к концу 1960 г. число первых уменьшилось до 119, а вторых – увеличилось до 44. При этом посевная площадь колхозов не уменьшилась, а совхозов увеличилась. Совхозы стали играть решающую роль в сельскохозяйственном производстве области.
Рост технической оснащенности и энерговооруженности позволили поднять и засеять в первой половине 60-х годов дополнительно еще 400 тысяч гектаров целинных и залежных земель, повысить степень механизации основных сельскохозяйственных работ, увеличить производство не только зерна и сои, но и кормов для животноводства.

Однако в руководстве сельским хозяйством в конце 50-х – начале 60-х годов допускались ошибки. Вместо необходимых практических мер часто проводились административно-хозяйственные перестройки. Иногда создавались очень крупные, плохо управляемые колхозы; закупочные цены на ряд продуктов сельского хозяйства экономически не обосновывались, в результате затраты на их производство не окупались, и хозяйства несли большие убытки. Капиталовложения в сельское хозяйство были намного ниже, чем это требовалось для его развития. В таких условиях, несмотря на самоотверженный труд колхозников и рабочих совхозов и на большое увеличение посевных площадей, урожайность в Амурской области, как и в ряде других зон страны, почти не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась. Медленно развивалось животноводство.

В 1966–1970 продолжалось расширение посевных площадей. За пятилетку прирост пашни в Амурской области составил 200 тысяч гектаров. В эти годы колхозы и совхозы получили 8 тысяч тракторов, 3,5 тысячи комбайнов и много другой техники.  Завершилась электрификация колхозов и совхозов.

Заметно изменилась структура посевных площадей. Главное место на амурских полях заняла соя. Это ценная продовольственная и техническая культура, из которой вырабатывается разнообразная продукция. Амурская область, обладающая наилучшими природными условиями для возделывания сои, стала основным ее производителем в стране. В 1970 г. было получено 454 тысячи тонн сои. В последующие годы продолжался рост ее производства. Когда природные запасы удобных земель практически были исчерпаны, развернулись работы по мелиорации – осушению почв. Мелиоративные работы в области были начаты давно, но особенно большой размах они получают в 70-е годы. В сочетании с увеличением применения минеральных удобрений это позволяло получать с осушенных земель устойчивые и неплохие урожаи.

Указами Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства и выполнении планов продажи государству продуктов земледелия и животноводства, были удостоены звания Героя Социалистического Труда прославленные амурцы, имена которых тогда были известны далеко за пределами области. Среди них А. С. Дугинцов – звеньевой Волковского совхоза, А. И. Лукьянов – звеньевой колхоза «Амур» Архаринского района, Т. Т. Плетнева – доярка Чигиринского совхоза, Г. П. Литвиненко – птичница Среднебельского совхоза, В. С. Меньшикова – свинарка Амурского совхоза, А. Д. Моторкина – телятница Сычевского совхоза, М. М. Ступников – председатель колхоза «Приамурье» Тамбовского района, Г. П. Котенко – директор совхоза «Партизан», П. И. Баранас – директор Чесноковского совхоза, И. И. Багров – директор совхоза «Пограничный» и другие. Сотни колхозников, рабочих совхозов и руководящих работников, организаторов сельскохозяйственного производства были награждены орденами и медалями.

В 70–80-е годы важнейшей задачей являлся ускоренный подъем животноводства на основе специализации и совершенствования технологии, перевода его на промышленную основу, укрепление кормовой базы, повышение продуктивности скота и птицы при одновременном росте поголовья. В Благовещенске была сдана в эксплуатацию Амурская птицефабрика, одна из самых крупных на Дальнем Востоке, в Ивановском районе – Среднебельская, в Белогорском районе – Никольская птицефабрики. В селе Красная Поляна Серышевского района строился свиноводческий комплекс на 54 тысячи голов в год. Появились тепличные комбинаты для выращивания овощей.

Расширение масштабов земледелия на Амуре ускорило подъем всех отраслей экономики области. Большое развитие получили предприятия, обеспечивающие сельское хозяйство машинами и оборудованием, переработку продуктов земледелия и животноводства.
На индустриальной карте появились в Благовещенске – завод «Спецэлеватормельмаш», в Белогорске – «Амурсельмаш», в Поярково – завод масла и сухого обезжиренного молока, заводы Березовский овощеконсервный и Белогорский пищевых полуфабрикатов и консервов. Построены современные элеваторы в Благовещенске, Белогорске, в Серышеве, Березовке, Екатеринославке, Белогорский мельничный комбинат и комбикормовый завод.

Однако, несмотря на значительные достижения, были крупные недостатки. Росла себестоимость продукции земледелия и животноводства. В то время как валовой сбор сельскохозяйственной продукции постоянно увеличивался, урожайность основных культур фактически оставалась на низком уровне. Велики были потери при уборке урожая, его хранении и переработке. Колхозы и совхозы из года в год прибегали к помощи городских жителей при уборке картофеля, овощей, зерновых культур. Многие продовольственные товары по-прежнему ежегодно ввозились из других районов страны. Попытки решить проблемы сельского хозяйства только путем увеличения объема капитальных вложений не принесли ожидаемого результата. Значительная часть направляемых средств расходовалась на строительство дорогостоящих комплексов вместо использования их на повышение плодородия земель, механизацию производства, социальное переустройство села или в таких отраслях аграрного производства, как хранение и переработка продукции.

 Начало кризиса. Во второй половине 80-х годов наблюдается ухудшение снабжения населения продовольственными товарами. Не удовлетворялся спрос на мясные и молочные изделия, овощи и даже хлеб. Власти вынуждены были прибегнуть к нормированному распределению продуктов питания. В Благовещенске и других городах и поселках появились талоны на колбасу, сыр, сливочное масло, мясо. Дело заключалось не только в недостатках сельскохозяйственного производства, но и в том, что спрос на продовольствие обгонял производство. Это было вызвано ростом денежных доходов населения, что при стабильности очень низких государственных розничных цен на продовольственные товары приводило к увеличению их потребления. Это было обусловлено также снижением численности людей, непосредственно занятых в аграрном секторе, ростом городского населения, тем, что из года в год возрастали покупки продуктов питания в государственной торговой сети самим сельским населением. В этих условиях важным каналом дополнительного получения сельскохозяйственной продукции становится личное подсобное хозяйство колхозников и рабочих совхозов, огороднические и садоводческие товарищества городских жителей.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Новые горизонты промышленности. В 50–80-е годы Приамурье относилось к наименее индустриально развитым регионам Дальнего Востока. В промышленности области ведущее место занимает добыча угля, золота, заготовка древесины, переработка сельскохозяйственного сырья. Развивались отрасли, обслуживавшие экономические потребности региона и его населения: электроэнергетика, машиностроение, промышленность строительных материалов, судостроительная, легкая, кондитерская, мебельная. Большой размах получает строительство автомобильных и железных дорог, развитие авиационного и речного транспорта.

Уже в 50-е годы в Амурской области начала создаваться новая по существу отрасль экономики – промышленность строительных материалов. В Райчихинске вступили в строй деревообделочный комбинат, завод железобетонных изделий, первая очередь стекольного завода, в Благовещенске начал работу единственный тогда в области асфальтобетонный завод, стал выдавать продукцию завод силикатного кирпича. В поселке Бузули Свободненского района построили керамический завод по производству труб, кирпича, огнеупорной глины.
Быстрыми темпами в послевоенные годы развивалась пищевая промышленность. Это было вызвано, прежде всего, освоением целинных и залежных земель, ростом сельскохозяйственной продукции. В Свободном и Тамбовке были построены маслобойные заводы, в Куйбышевке-Восточной (Белогорске) – макаронная фабрика, в Благовещенске – крупный хлебозавод и другие предприятия.
Большим недостатком в развитии экономики Приамурья была слабая топливно-энергетическая база. По количеству электроэнергии на душу населения Амурская область в те годы занимала одно из последних мест в стране. Эту проблему частично удалось решить в начале 50-х годов с завершением строительства Райчихинской ГРЭС. В области началось строительство линий передач электроэнергии на большие расстояния. Это позволило электрифицировать почти всю территорию Приамурья. В августе 1959 г. райчихинская электроэнергия пришла в Благовещенск, что имело большое значение для экономического и социального развития областного центра.

В первой половине 60-х годов начались качественные изменения в структуре промышленности области. Стали строиться заводы машиностроения и приборостроения – самые передовые отрасли современной индустрии. Это означало, что Амурская область из потребителя машин и оборудования начала превращаться в производителя современной техники для различных отраслей народного хозяйства. В1959–1965 гг. были введены в строй заводы: Амурский трансформаторный в Райчихинске, высоковольтной аппаратуры в Свободном, Райчихинский электроустановочных изделий, электроаппаратный и «Амурэлектроприбор» в Благовещенске. Проведена реконструкция на «Амурском металлисте» в Благовещенске, Бурейском механическом заводе, на заводе кузнечно-прессового оборудования в Шимановске.

Продукция амурских заводов удовлетворяла не только местные потребности в некоторых видах машин, приборов и станков, но и поступала в другие области и республики, отправлялась в зарубежные государства. Станки с марками амурских заводов поставлялись в различные страны мира: Вьетнам, Монголию, Польшу, Румынию, Болгарию, Египет, Индию, Гвинею.

Наращивали мощности старые отрасли промышленности: добыча угля в Райчихинске, золота в Селемджинском, Зейском, Тындинском районах, заготовка леса и переработка древесины.

За 1959-1965 годы в Амурской области было построено 24 новые завода и цеха, а общий объем промышленной продукции почти удвоился.
Успехи амурской индустрии. Вторая половина 60-х – 70-е годы проходили под знаком реформ: за совершенствование планирования, повышение самостоятельности предприятий и материальной заинтересованности трудящихся в результатах труда. Программа экономической реформы 1965 г. предусматривала следующие мероприятия: сокращение плановых показателей, утверждаемых сверху; использование экономических рычагов – цена, премия, кредит, прибыль; образование за счет отчислений от прибыли на предприятиях фондов развития производства, поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

Уже 1 октября 1966 г. на заводе «Амурэлектроприбор» начала проводиться хозяйственная реформа. В конце восьмой пятилетки на новую систему планирования перешли 146 промышленных предприятий области, которые производили 95 % всей промышленной продукции.
Успешное проведение экономической реформы в сочетании с массовым социалистическим соревнованием и движением изобретателей и рационализаторов давали высокие результаты. В 1966–1970 годы в Амурской области объем капитальных вложений в народное хозяйство увеличился в сравнении с предшествующим периодом более чем в 1,5 раза и составил 1,2 млрд. рублей.
В строй действующих было введено 11 новых промышленных предприятий. Были построены: новое здание Благовещенской швейной фабрики, самое большое на Дальнем Востоке, Белогорский консервный и авторемонтный заводы, новые леспромхозы и другие предприятия. В Благовещенске на судоверфи освоен выпуск морских рыболовных сейнеров, речных судов большой грузоподъемности, на заводе «Амурский металлист» – высокопроизводительных горнопроходческих комплексов.

На угольных разрезах Райчихинска вступили в строй мощные шагающие экскаваторы. Коллектив комбината «Дальвостокуголь» досрочно завершил пятилетнюю программу, отгрузив за это время топлива около 60 миллионов тонн. Райчихинские горняки обеспечивали высокую производительность труда и давали самый дешевый уголь в стране.

Добыча золота производилась на специальных комплексах – электрических драгах.

В нашей области находился самый крупный дражный флот в СССР. Драгеры объединения «Амурзолото» накопили богатый опыт эффективности работы «плавучих фабрик» золота, в том числе в зимних условиях.

Развернулось строительство Благовещенской хлопкопрядильной фабрики, которая полностью вступила в строй в 1973 году. Были построены швейная фабрика в городе Свободный и обувная фабрика в Райчихинске.

Движения за эффективный труд. В этот период сохранялись традиционные формы социалистического соревнования: борьба за выпуск сверхплановой продукции, за введение в эксплуатацию неиспользованного оборудования, культуру производства. Молодежь области участвовала во Всесоюзном походе за экономию и бережливость. В апреле 1958 г. райчихинские комсомольцы провели рейд на промышленных предприятиях города, который позволил выявить на восемь миллионов рублей неиспользованного оборудования. Кроме того, райчихинцы собрали более двух тысяч тонн металлолома. Их поддержала вся молодежь Амурской области, и к концу года на металлургические заводы страны из Приамурья было отправлено 7,5 тысяч тонн металлического лома. Из этого металла можно было изготовить 750 тракторов или 12 электропоездов.
На предприятиях широко развернулась изобретательская и рационализаторская работа. В конце 50-х годов в ней участвовало около двух тысяч человек. На заводах Приамурья только в 1958 г. внедрили 1879 рационализаторских предложений, экономический эффект от которых составил 9,5 миллиона рублей.

Завершение 50–х годов XX века в Амурской области, как и по всей стране, было отмечено появлением высшей формы социалистического соревнования – движением ударников и бригад коммунистического труда. Оно зародилось в Москве. Его участники поставили цель – повышать производительность труда, свое образование и культуру, бороться с такими негативными явлениями, как пьянство, сквернословие.

Уже в начале 1959 г. в нашей области возникли первые бригады, с гордостью носящие имя коллективов коммунистического труда. Среди них – бригады Михайло – Чесноковского вагоноремонтного завода, угольных разрезов Райчихинска, завода «Амурский металлист» и других предприятий. Молодежь составляла основную силу в движении за коммунистическое отношение к труду. Творческая энергия трудящихся была главным условием выполнения планов развития народного хозяйства.

Лучшим производственникам Приамурья было присвоено звание Героев Социалистического Труда. Среди награжденных – машинист Белогорского паровозного депо Е. А. Микрюков, мастер контрольного пункта автотормозов вагонного депо Белогорска И. Д. Белосков, дорожный мастер Сковородинской дистанции пути П. Ф. Соболев, бригадир штукатуров объединения «Амурстрой» В. Ф. Исаченко, машинисты экскаваторов угольного разреза в Райчихинске И. П. Толстоногов и А. Ф. Веремеенко, бригадир комплексной бригады управления «Амурсельстрой» И. Д. Хоцкин, поездной диспетчер Сковородинского отделения Забайкальской железной дороги И. Ф. Ульянова и другие. Сотни передовиков соревнования награждались орденами и медалями.
1967 год в жизни амурцев отмечен большим событием.  За успехи, достигнутые в развитии экономики, Амурская область 4 февраля была награждена высшим орденом страны – орденом Ленина, а в канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции ей было вручено на вечное хранение памятное Красное знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.
В 60-е годы в Амурской области, как и по всей необъятной стране, создаются студенческие строительные отряды (ССО), которые в каникулярное время, преимущественно в сельских районах, возводили жилье, культурные и производственные объекты, помогали в уборке урожая в колхозах и совхозах. В июле 1968 г. пятьсот студентов педагогического и медицинского институтов по путевкам комсомола в составе летних строительных отрядов выехали на стройки области. Летом 1971 года, сообщала «Амурская правда», на строительных объектах области работало уже 23 строительных отряда, в их рядах – около двух тысяч студентов Благовещенска, Одессы, Москвы, учащиеся техникумов, расположенных в областном центре, в городах Свободном и Белогорске.

12 апреля 1969 г. в нашей стране возрождаются коммунистические субботники – добровольная бесплатная работа трудящихся на общество. В Амурской области тогда в них участвовало более 400 тысяч человек. С этого времени коммунистические субботники на протяжении почти двадцати лет стали традиционными. Средства, заработанные на субботниках, как правило, шли на социально – культурные нужды трудящихся (строительство больниц, Дворцов культуры, школ).

60–80-е годы ХХ века характеризовались превращением Амурской области из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную с развитой многоотраслевой экономикой. Индустриальный облик Приамурья усиливался в связи со строительством гидроэлектростанций на Зее и Бурее, Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, автодороги союзного значения Чита-Хабаровск.

Однако производительность труда росла медленно. Доля ручного труда на промышленных предприятиях оставалась еще высокой. Возрастали объемы незавершенного строительства. Недопустимо ослабли трудовая дисциплина и порядок. Снизились требовательность и ответственность. Получили распространение приписки и очковтирательство. Многие рабочие и колхозники уже не видели в соревновании какой-либо материальной заинтересованности. Особенностью 70–80-х годов было то, что рост зарплаты порой значительно обгонял рост производительности труда, так что можно было обойтись без трудового энтузиазма.

Таким образом, в 60–80-е годы трудом советских людей был внесен значительный вклад в индустриальное строительство Приамурья. Появились новые отрасли промышленности, укреплялась топливно-энергетическая база. Вместе с тем, особенно в последнее десятилетие советского государства, в народном хозяйстве стали нарастать трудности, заметно снизились темпы экономического роста, не полностью удалось осуществить намеченные социальные программы.

 Транспорт. Одновременно со строительством БАМа осуществлялась реконструкция Амурского участка Забайкальской железной дороги: в сентябре 1983 г. сдан в эксплуатацию первый электрифицированный участок Архара-Завитая; через несколько лет электропоезда стали ходить уже до станции Ерофей Павлович. Перевод на электрическую тягу способствовал увеличению пропускной возможности Транссибирской магистрали.

Развитие транспортной сети определялось необходимостью более широкого освоения природных ресурсов Приамурья, ростом его экономики и разнообразных связей с отдельными районами и с остальной частью Дальнего Востока.

Важное место в развитии Амурской области занимает автомобильный транспорт. Общая протяженность автодорожной сети общего пользования в начале 70-х годов равнялась 8700 км, из них 2700 км – с твердым покрытием. В марте 1976 г. в Благовещенске в районе спичечной фабрики «Искра» через реку Зея началось строительство автодорожного моста общей длиной почти в два километра. Через пять лет, в феврале 1981 г., через мост было открыто движение автотранспорта. Активные участники строительства, в том числе начальник Мостоотряда В. В. Ващенко, главный инженер В. В. Яшин, были удостоены Главным Комитетом ВДНХ СССР золотой и серебряной медалей.

Наряду с реконструкцией дороги Благовещенск–Хабаровск с 1978 г. начинается строительство автомагистрали союзного значения Чита–Хабаровск, что позволит значительно улучшить транспортные связи Амурской области с остальными районами Забайкалья и Дальнего Востока.

Существенным недостатком развития автомобильного транспорта являлись медленные темпы строительства автодорог с твердым покрытием (асфальтированных).

Многообразные функции выполняла гражданская авиация: перевозки пассажиров, грузов, почты, обеспечение медицинской помощи, участие в тушении лесных пожаров, обслуживание сельского хозяйства. С появлением новых типов самолетов: реактивных Ту-104 и Ту-154, скоростных Ил-18, Як-40, Ан-12, Ан-24 – открылись новые линии местного и союзного значения.

Были построены аэропорты в городах Тынде, Зее, Шимановске, в Новокиевском Увале. Благовещенск был напрямую связан воздушными линиями с Москвой, Ленинградом, Хабаровском, Владивостоком и другими крупными городами страны.

В Приамурье всегда имелись широкие возможности для развития судоходства. Речные перевозки осуществлялись по всему Амуру, по Зее (до Бомнака), Бурее (между Новобурейском и Чеугдой), Селемдже (до Норска).

В 60–80-е годы материально-техническая база Амурского речного пароходства сильно окрепла – на смену буксирным пароходам пришли теплоходы-толкачи, а несамоходному флоту (баржам) – грузовые теплоходы. Тихоходные пассажирские суда заменены быстроходными комфортабельными на подводных крыльях – типа «Москвич» или «Ракета» или водометными – типа «Заря».

Поскольку речной флот непрерывно пополнялся судами новой конструкции, появилась возможность доставлять грузы из Амурской области прямым сообщением до Охотского побережья и Сахалина.

Таким образом, в послевоенный период структура транспортного обеспечения области в целом удовлетворяла потребности населения и народного хозяйства в перевозках пассажиров и грузов.

 Новые средства связи. В Амурской области получили развитие все средства связи, радиовещания и телевидения. Наиболее эффективно развивается телефонная и телеграфная связь.

Большое внимание уделяется развитию радиовещания, которое охватило почти все населенные пункты.

Телевидение в Амурской области впервые появляется в Райчихинске. Здесь в январе 1958 г. начала работу малая любительская телевизионная станция, построенная силами членов научно-технического общества. Через четыре года в Благовещенске была создана областная государственная студия телевидения.
Первоначально работали два телецентра – в Райчихинске и Благовещенске, затем они появляются и в других городах Приамурья. Для приема программ центрального телевидения были построены приемные станции «Орбита» в Благовещенске, Зее, Тынде. Благодаря широкому строительству новых телевизионных станций и центров передачи местного и центрального телевидения на рубеже 70–80-х годов смогло смотреть все население области.

 ПОСЛЕДНИЕ ВЕЛИКИЕ СТРОЙКИ ВЕКА

Первенец амурской гидроэнергетики. Многие годы в Амурской области не хватало электроэнергии. В связи с этим советское правительство принимает решение построить первую на Дальнем Востоке крупную гидроэлектростанцию на Зее. Изыскательские работы в верховьях реки проводились еще в 30-е годы. В то время там работала экспедиция Дальневосточного филиала «Гидропроекта». Прошло больше тридцати лет – и планы строительства гидроэлектростанции стали, наконец, сбываться.

Местом для сооружения ГЭС были избраны Зейские Ворота у города Зея. В 1964 г. сюда прибыла первая группа строителей. Начальником «Зеягэсстроя» был назначен талантливый инженер и организатор производства Алексей Михайлович Шохин.
Через год, 13 октября 1965 г., гидростроители начали перекрытие могучей и своенравной реки. Колонны автомашин, груженные скальным грунтом, непрерывным потоком двигались к реке. Работа продолжалась несколько часов. И вскоре полукилометровая насыпь перерезала русло реки.

В истории строительства первенца дальневосточной гидроэнергетики были свои замечательные события. Одно из них – укладка первого кубометра бетона в тело плотины. За право уложить его соревновались 15 бригад строителей. Перед самой укладкой определилось два лидера: комсомольско-молодежные бригады Ивана Евсеева и Николая Хвощинского. 30 января 1970 г. под крики «Ура!», гул самосвалов были заложены первые кубометры бетона в плотину Зейской ГЭС, и произошло это на три месяца раньше установленного срока.

1972 г. вошел в летопись стройки, как время перекрытия Зеи. В 22 бригадах, сменах и экипажах стройки, объявленной Всесоюзной ударной комсомольской, началось соревнование за право участвовать в перекрытии. Работы не прекращались ни днем, ни ночью. По полторы-две смены не уходили из котлована комсомольско-молодежные бригады Леонида Дроздова, Евгения Самсонова, Николая Хвощинского. 13 октября строителями досрочно река была перекрыта.

В сооружении Зейской ГЭС участвовали 6000 строителей. Машины, механизмы, строительные материалы поступали с 930 заводов России и союзных республик – Украины, Белоруссии, Казахстана, Закавказья, Прибалтики.
27 ноября 1975 г. состоялся досрочный пуск первого агрегата Зейской ГЭС мощностью 215 тысяч киловатт. Самоотверженно трудились на сооружении гидростанции бригады, возглавляемые В. Деобальдом, И. Евсеевым, И. Лисогурским, водители автомобилей Б. Колесников, В. Солодухин и тысячи других передовиков строительства.

Из корреспонденции о пуске первого агрегата Зейской ГЭС

27 ноября 1975 г.

Этот день запомнится на всю жизнь каждому, чей труд вложен в строительство Зейской ГЭС…

…И раньше стройка знала победные, праздничные дни. Среди них – и день укладки первого кубометра бетона в тело плотины, и день перекрытия Зеи, и начало затопления рукотворного Зейского моря…Но 27 ноября 1975 г. – день особенный. Сегодня первый агрегат Зейской ГЭС дает первый ток!…

Почти 5 млрд. киловатт-часов электроэнергии ежегодно будут получать с берегов Зеи дальневосточные города, поселки, села. Зейская энергия вдохнет жизнь в новые заводы, фабрики, рудники, позволит электрифицировать действующие железнодорожные магистрали…Электроэнергия с берегов Зеи уже сейчас нужна для сооружения БАМа…

В число десяти крупнейших гидростанций мира войдет Зейская ГЭС! Только один ее агрегат будет давать электроэнергии больше, чем давали все электростанции Амурской области в 1960 г…

«Амурская правда», 27 ноября 1975 г.

Спустя год, в сентябре 1976 г., на Зейской ГЭС под нагрузку был поставлен второй агрегат, а в декабре дал ток третий. Энергия Зейской гидроэлектростанции стала работать на нужды Амурской области, а в дальнейшем – и Хабаровского края. 28 июня 1980 г. гидроэлектростанция заработала на полную мощность.

В этот день на сооружение Бурейской ГЭС выехал ударный комсомольский отряд. На реке Бурее развертывалось строительство новой, более мощной станции. Первыми руководителями стройки были А.М. Шохин и его заместитель В.В. Щупляков.

Историческое значение Зейской гидроэлектростанции заключается в том, что впервые в Приамурье был создан могучий электроэнергетический источник, открывший перспективу для экономического и социально-культурного подъема края.

Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. В начале 70-х годов возобновилось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Эта стройка имеет давнюю историю. Изыскания и проектирование БАМа начались задолго до первой мировой войны, когда искали удобный рельсовый путь на восток. В 30-е годы БАМ строился силами заключенных и вольнонаемных рабочих. Строительство не прекращалось даже в период Великой Отечественной войны.

Восточный участок БАМа от Комсомольска–на-Амуре до Советской Гавани был построен еще в 40-е годы, а западный участок от Тайшета до Усть-Кута на реке Лена – в 50-е годы. Строили тогда железную дорогу вольнонаемные, заключенные и даже японские военнопленные. С 1954 г., когда было создано Министерство транспортного строительства, труд заключенных перестал использоваться на строительстве железных дорог.
Восточный участок БАМа был связан с Транссибом двумя линиями: Комсомольск-на-Амуре–Волочаевка и Ургал–Известковая. Обе они проходили в Хабаровском крае. Для развертывания строительства «Большого БАМа» нужно было восстановить, а по сути дела заново построить, в Амурской области третью линию: от станции Бам близ Сковородино до поселка Тындинский. Это строительство началосьвесной 1972 г. А уже 14 сентября того же года бригада монтеров пути Ивана Зелицкого уложила первое звено новой дороги, состыковав его с Транссибирской магистралью. Так началось второе рождение БАМа, еще одного пути к океану.

Первые годы на стройке были временем десантов и первых рекордов. Первостроители все ближе подходили к Тынде, закреплялись на будущих станциях Кувыкта, Хорогочи, Ларба и Могот, готовя плацдармы для будущего наступления. В апреле 1974 г. XVII съезд ВЛКСМ объявил сооружение Байкало-Амурской магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Уже в начале мая на строительство БАМа в Амурскую область прибыл первый Всесоюзный комсомольский отряд в составе 300 человек во главе с Владимиром Мучицыным. Тысячи заявлений поступали в ЦК ВЛКСМ с просьбой направить на «стройку века».

8 июля 1974 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Общая протяженность БАМа - от станции Тайшет на Транссибирской магистрали в Иркутской области до Советской Гавани в Хабаровском крае составляет 4300 км. Протяженность ее главной линии от Усть-Кута на западе до Комсомольска-на-Амуре на востоке – 3145 км. Первым этапом этого строительства объявлялась прокладка железнодорожной линии Бам–Тындинская, которая уже велась почти два года.

Необходимость строительства магистрали в 70-е годы объяснялась как внутриэкономическими, так и военно-стратегическими причинами.

Во-первых, Байкало-Амурская магистраль позволит разгрузить Транссибирскую железнодорожную магистраль.

Во-вторых, создаст благоприятные предпосылки для прочного вовлечения в хозяйственный оборот богатейших природных ресурсов северных регионов Забайкалья и Дальнего Востока. Дорога связывала воедино крупнейшие Удоканские запасы меди в Читинской области, угольные месторождения Нерюнгри и Ургала, Комсомольский оловорудный район, богатейшие лесные массивы региона. В пределах Амурской области в зону тяготения Байкало-Амурской магистрали вошли Джелтулакский (Тындинский), Зейский, Селемджинский и Мазановский районы, где сосредоточены крупные лесные и минерально-сырьевые ресурсы, использование которых сдерживалось отсутствием транспортных коммуникаций.
Кроме того, в связи с ухудшением советско-китайских отношений предполагалось удалить железную дорогу от границы с Китаем. БАМ проходит в 200–500 км севернее Транссибирской железной дороги и сокращает путь к Тихому океану на 500 км. В пределах Амурской области протяженность БАМа составляет 1242 км. Строительство БАМа требовало громадных финансовых и материально-технических средств, что было под силу такой могучей державе, какой было в те годы наше Отечество.
4 января 1975 г. Министерство транспортного строительства СССР приняло решение создать Главное управление по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Начальником ГлавБАМстроя был назначен заместитель министра транспортного строительства Константин Владимирович Мохортов. ГлавБАМстрой переехал в Тындинский – маленький поселок, которому вскоре суждено было стать столицей Байкало-Аурской магистрали – городом Тында.
Всесоюзная ударная стройка росла. Росли и мужали ее люди. Высокой награды – премии Ленинского комсомола за самоотверженный труд на строительстве магистрали – были удостоены бойцы первого Всесоюзного ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ: комиссар отряда, бригадир комсомольско-молодежной бригады Владимир Мучицын, каменщица Татьяна Васина, бригадир Юрий Гончаров. Золотой Звезды Героя Социалистического Труда первым на БАМе удостоился бригадир комсомольско-молодежной комплексной бригады Владимир Новик.

Бригада В. Г. Новика вела укладку на север, по направлению к якутскому поселку Беркакит. «Малый БАМ», как называли тогда строящуюся железнодорожную линию Бамовская–Тындинская–Беркакит, открывал дорогу к уникальному Нерюнгринскому месторождению коксующегося угля. В феврале 1975 г. строители БАМа вышли к границе Амурской области и Якутии. Магистраль двигалась дальше на север.
А в эти дни рельсы все ближе подходили к поселку Тындинский. Все объекты, на которых работали строители, сдавались досрочно. 8 мая 1975 г. столица БАМа дождалась своего первого поезда. На пять месяцев раньше установленного срока началось рабочее движение поездов от станции Бамовская на Транссибе, что дало возможность развернуть строительство магистрали одновременно в трех направлениях – западном, восточном, северном.

Из доклада первого секретаря Амурского обкома КПСС Авраменко С.С., 24 июня 1977 г.

                 В ответ на призыв партии объявить сооружение Байкало–Амурской железнодорожной магистрали всенародным делом, коллективы, организации и предприятия страны приняли на себя обязательства по оказанию шефской помощи в строительстве этой магистрали. Проектирование и сооружение жилых домов, культурно-бытовых и других объектов в пристанционных городах и поселках на трассе БАМа в пределах  Амурской области обязались вести коллективы предприятий и организаций трех союзных республик, города Москвы, шестнадцати краев и областей российской Федерации.

                                                                              Амурская правда,26 июня 1977 г.

Магистраль уходила дальше в Якутию. На год раньше срока, в 1978 г., первый тепловозный гудок прозвучал на самой северной станции «Малого БАМа» – в Беркаките. Первый  железнодорожный состав, груженный нерюнгринским углем, 27 ноября 1978 г. ушел к Транссибу. А через год – и тоже досрочно – железнодорожная линия Тында–Беркакит была сдана в постоянную эксплуатацию.

Большой размах строительство железнодорожной магистрали приобретает на восточном и западном участках главного пути. БАМ становится всенародной стройкой. Каждая союзная республика, многие области и города Российской Федерации взяли шефство над одной из новых станций, направили на стройку своих посланцев.

Форм трудового энтузиазма на стройке было немало: движение за коммунистическое отношение к труду, поход за эффективное и бережное использование техники и механизмов, за образцовый быт в молодежных общежитиях, комсомольские эстафеты качества. Однако нужна была форма, которая вобрала бы в себя, объединила все эти начинания. И она была найдена: патриотическое движение молодых бамовских строителей: «Я – хозяин стройки». Смысл его заключался в воспитании у молодежи чувства ответственности, сопричастности не только с делами стройки, но и всей страны.

В начале 1977 г. бригада, возглавляемая В. Шпеньковым, уложила рельсы на станции Кувыкта – первой на западном направлении Центрального участка БАМа. Строительство стального пути продолжалось ударными темпами. В 1980 году завершилась прокладка главного пути Восточного участка БАМа до границы Амурской области и Хабаровского края. Строители шли с востока и запада навстречу друг другу. 29 сентября 1984 г. на разъезде Балбухта бригады путеукладчиков Ивана Варшавского и Александра Бондаря состыковали Западный и Центральный участки БАМа. Это была выдающаяся трудовая победа. Строительство магистрали завершалось.

1 октября 1984 г. на станции Куанда в Читинской области было уложено «золотое» звено магистрали, символизирующее окончание строительства главного железнодорожного пути БАМа. На год раньше срока был открыт путь рабочим поездам от Усть-Кута в Иркутской области до Комсомольска-на-Амуре.

За успешное выполнение заданий, внедрение прогрессивных технических решений сотни доблестных первопроходцев были награждены орденами и медалями. Была учреждена специальная правительственная награда – медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Эта почетная награда украсила грудь многих участников сооружения железной дороги.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ АМУРЧАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
 

Школа и образование. После окончания Великой Отечественной войны начали развивать и укреплять систему народного образования.

В 1946 г. в Амурской области насчитывалось 772  общеобразовательные школы, преимущественно начальные и семилетние. В 1949 - 1950 учебном году был осуществлен переход к обязательному семилетнему образованию в области. В учебных планах большое внимание уделялось политехническому обучению, вовлечению школьников в общественно - полезную  деятельность, воспитанию у них сознательного отношения к учебному и физическому труду, организованности и дисциплинированности. Значительно расширялась подготовка учителей в Благовещенском педагогическом институте и педагогическом училище.

Большое развитие получили школы рабочей и сельской молодежи, в которых без отрыва от производства получали среднее образование  юноши и девушки, прошедшие суровую школу войны.

С 1955 – 1956 учебного года средние школы в Амурской области перешли к обучению по новому учебному плану и новым программам. Был усилен удельный вес предметов физико – математического и естественного циклов. В I – IV классах вводилось преподавание труда, в V –VII классах – практические занятия в мастерских и на учебно – опытных участках, в VIII –X классах – практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. Школьники  овладевали определенным минимумом умений и навыков в области промышленного и сельскохозяйственного производства.  С этой целью при школах создавались рабочие комбинаты, учебные мастерские, кабинеты по машиноведению и электротехнике, учебно – опытные участки, ученические производственные бригады.

В 1964 году правительство приняло решение о переходе к обязательному среднему образованию. Решение этой задачи потребовало строительства новых школ. За десять лет (1964 –1974 гг.) в Амурской области было построено 230 школ на 52 тысячи ученических мест и 73 интерната.

В школах области все более разнообразными становились формы учебной и воспитательной работы. Настоящими очагами политического просвещения и патриотического воспитания учащихся стали историко–краеведческие музеи, комнаты боевой и трудовой славы советского народа. Тысячи детей участвовали в движении «Поиск», изучали историю Приамурья, открывали имена неизвестных героев, встречались с ветеранами Великой Отечественной войны и мирного труда.

Замечательной формой учебной и трудовой деятельности учащихся сельской школы стала ученическая производственная бригада. На основе знаний и умений, приобретенных на уроках химии, биологии, труда старшеклассники овладевали навыками работы на полях и фермах, вели опытническую работу, вносили посильный вклад в развитие хозяйства своего колхоза или совхоза.

Интересной формой трудового воспитания учащихся стало школьное лесничество. В 70 - е годы в области их было свыше сорока. В них учились и работали почти две тысячи ребят, за которыми закрепили 4800 гектаров леса. Юные лесоводы собирали семена деревьев, охраняли лес от пожаров, браконьеров и вредных насекомых, углубляли свои знания о природе.

В 70 – 80-х годах XX века в школах области трудилась большая армия опытных педагогов. Их благородный труд  высоко оценен народом, правительством. Более ста пятидесяти учителей Амурской области были удостоены звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», более тысячи награждены знаком «Отличник народного просвещения». За успехи в развитии народного образования награждено орденами и медалями 106 работников просвещения области. Учительнице средней школы №1 г. Белогорска М.И. Лисициной в июле 1971 года присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Это время творческих исканий многих амурских педагогов – Инессы Константиновны Дума, Николая Ивановича Попова, Людмилы Петровны Малыхиной, Риммы Андреевны Семеновой, Анны Федоровны Черевко и многих, многих других.

В подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства важная роль принадлежала учебным заведениям профессионально – технического образования. В 1958 году многочисленные ремесленные и фабрично – заводские школы и училища были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально – технические училища со сроком обучения от одного до трех лет и сельские профессионально – технические училища со сроком обучения один – два года. В нашей области постоянно расширялась сеть этих учебных заведений. В середине 70–х годов их число достигло 26, в них обучалось более десяти тысяч человек. Все училища были закреплены за базовыми предприятиями, для которых они готовили рабочие кадры. Подготовка рабочих велась по 85 профессиям. В области нет такого предприятия, стройки, где бы не работали выпускники этих училищ.

Многие воспитанники профессионально – технических училищ стали передовиками производства, лучшими в своей профессии. Среди них Герои Социалистического Труда И.Д. Белосков и И.И. Каньшин, депутат Верховного Совета РСФСР Н.С. Лексин.

По насыщенности средними специальными учебными заведениями Амурская область находилась на одном из первых мест на Дальнем Востоке. В Благовещенске функционировали старейшие  в регионе техникумы – сельскохозяйственный, политехнический, финансовый, училища педагогическое, речное. В 1962 году открылось культурно – просветительное училище, в 1964 году – дошкольное педагогическое училище.

Высшее образование и наука. Высшее образование в годы послевоенных пятилеток было представлено в первую очередь старейшим вузом области – Благовещенским государственным педагогическим институтом. За многие годы  в его стенах были подготовлены тысячи учителей  для Дальнего Востока. Велась большая научно – исследовательская работа. Крупными учеными зарекомендовали себя в разные годы А.Н. Алексеев, А.М. Баранчеев, Я.С. Бугров, В.П. Малышев, К.А. Тимофеев.

В послевоенные годы в Амурской области открылись новые высшие учебные заведения - сельскохозяйственный институт (1950 г.) и медицинский институт (1952 г.)

Благовещенский сельскохозяйственный институт за годы существования подготовил тысячи специалистов для сельского хозяйства области.  В 70-е годы на пяти факультетах института обучалось свыше 5 тысяч студентов. Институтом разрабатывались ценные в практическом отношении рекомендации по совершенствованию агротехники сои и гречихи, первичной обработке целинных заболоченных земель, профилактике заболеваний животных.

 Славился своим научным потенциалом медицинский институт. Докторами наук стали известные в области врачи и педагоги О.П. Амелина, П.Я. Григорьев, И.В. Ландышева, М.Т. Луценко, З. А. Ушакова, Я.П. Кулик. Благодаря усилиям ряда ученых в Благовещенске был создан крупный кардиологический центр, оснащенный новейшей аппаратурой.

В 1949 году из Владивостока в Благовещенск перевели военно – пехотное училище, которое почти через десять лет получило название Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище. В 1969 году ему было присвоено имя маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. В 1958 году с Украины было передислоцировано танковое училище, которое позже получило статус высшего. Ему было присвоено имя маршала Советского Союза К.А. Мерецкова. Выпускники училищ проходил службу в различных регионах нашей страны, участвовали в военных действиях в Афганистане, среди них были Герои Советского Союза.

В 1975 году был проведен первый набор в Благовещенский технологический институт. Новый вуз готовил в основном специалистов для легкой промышленности. В дальнейшем он был перепрофилирован в политехнический институт,  затем - в Амурский государственный университет.

Научный потенциал области  в 50 – 80 –е годы XX века был представлен тремя крупными научно – исследовательскими институтами и группой лабораторий Дальневосточного научного центра Академии наук СССР. Всероссийский институт сои создан в апреле 1968 года. Его сотрудники проводили исследования по возделыванию важной пищевой и технической культуры – сои. Известные ученые К.К. Малыш и Т.П. Рязанцева вывели около двух десятков сортов этой культуры. Вопросы ветеринарии разрабатывают ученые Дальневосточного научно – исследовательского зонального ветеринарного института. В 1981 году под руководством профессора Михаила Тимофеевича Луценко в Благовещенске был создан Научно – исследовательский институт физиологии и патологии дыхания.

21 января 1980 года начал деятельность Амурский комплексный научно – исследовательский институт, первым директором которого стал доктор геолого – минералогических наук, член – корреспондент Академии наук СССР Валентин Григорьевич Моисеенко.

Таким образом, в послевоенные годы в нашей области улучшалась система образования, подготовка квалифицированных кадров в высших и средних специальных учебных заведениях. Наука расширяла горизонты исследований и выходила на новые рубежи.

Культура и искусство. После Великой Отечественной войны в Амурской области значительно расширилась сеть культурно – просветительных учреждений. Больше стало клубов, районных домов культуры. Если в 1946 году в области насчитывалось 115 библиотек, 74 клуба, 68 стационарных киноустановок, то через тридцать лет уже существовало 679 клубов, 459 библиотек, 673 киноустановки.

За эти годы в области появилась филармония, почти 20 народных театров и любительских коллективов, детские музыкальные школы, профессиональный кукольный театр.

В каждом амурском селе был выстроен клуб. Как правило, это было самое красивое здание, центр общественной и культурной жизни. В Тамбовском, Белогорском, Михайловском, Константиновском и других районах большинство домов культуры по планировке, удобствам, созданным для отдыха, не уступали городским. Жизнь клубов была весьма разнообразна: демонстрация художественных и документальных фильмов, художественная самодеятельность, выступления профессиональных артистов и музыкантов, лекции, тематические вечера, устные журналы, читательские конференции, праздники. Признание у населения получили областные Дни культуры, Декады культуры и искусства.

Клубы и дома культуры являлись центрами развития творчества жителей села. В 70 –80-е годы в Амурской области насчитывалось более тысячи коллективов художественной самодеятельности. Лучшие из них защищали честь области на зональных смотрах в Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске. Ежегодно проводились смотры художественной самодеятельности предприятий, учебных заведений. Мастерство самодеятельных артистов росло из года в год.

Большой популярностью пользовался Амурский народный хор, созданный в марте 1958 года. Его руководителем был заслуженный работник культуры России Евгений Николаевич Лыткин. Хор с успехом выступал не только в городах и селах Приамурья, но и в других регионах страны, за рубежом. Хорошо был известен в области народный академический хор города Свободного, которым руководил Ю.Г. Шелехов.

В апреле 1967 года, в Благовещенском Дворце пионеров и школьников был создан детский хореографический ансамбль «Ровесники» под руководством Вячеслава Васильевича Белоглазова. С гастролями юные артисты объездили область, побывали в Москве, а также за рубежом. «Ровесники» любят все - и взрослые, и дети.

Популярностью у жителей области пользовались коллективы художественной самодеятельности Свободненского, Тамбовского, Михайловского, Зейского и других районов. Репертуар любительских коллективов  включал  немало  песен местных композиторов - Е.Н. Лыткина, Г.И. Пиджукова, В.И. Пороцкого, Н.А. Лошманова, А.Г. Ривлина, написанные  на стихи амурских поэтов Л.А. Завальнюка, В.С. Чумакова, С. П. Повного.

Большую роль в просвещении и воспитании жителей области играли областная научная библиотека и краеведческий музей. Областной музей оказывал помощь народным музеям городов Свободный, Шимановск, Белогорск, Тында, Зея, сел Ивановка, Екатеринославка, Албазино. Особую роль в его создании сыгралГригорий Степанович Новиков – Даурский. Это был неутомимый исследователь родного края, ученый – энтузиаст, более четверти века работавший научным сотрудником в музее.

Каждый  житель области хотя бы раз побывал в Амурском  театре драмы, старейшем на Дальнем Востоке. Большой вклад в его становление внес главный режиссер и актер Николай Иванович Уралов. Он служил в театре в 1948 -–1962 гг.

…Целый период в послевоенной истории Амурского театра… связан с именем Николая Ивановича Уралова, талантливого режиссера, опытного педагога, воспитавшего большую плеяду учеников.

…В театре работали замечательные артисты Н.Н. Массальская, Г.Е. Леондор, В.С. Ростовцев, И.Е. Юдин. Заслуженными артистами республики стали О.Д. Высоцкая, Е.А. Бровкин, Т.Н. Кривенко, Ф.И. Суприн.

…Завершали этот период постановки пьес местных авторов Ю. Залысина «Повесть о счастье» и Л. Сарапаса «Мы живем на Амуре».

А. Иванов.  Со сцены о жизни // Амурская правда, 1984,13 июня.

В 1958 году впервые проводился творческий фестиваль «Дальневосточная театральная весна». Участвуя в нем, амурский театр доказал, что он является по – настоящему творческим коллективом.

Ребятам нашей области известен и другой театральный коллектив. Это – Амурский областной театр кукол, который был создан в 1964 году. Первым директором и главным режиссером театра стал С.И. Богорад.   Сначала театр был разъездным. Спектакли давали в различных детских учреждениях, клубах. Затем «Амурчонок» – так называется театр – въехал в здание филармонии.

Центром музыкальной жизни области стала Амурская филармония - концертная организация, целью которой являлась пропаганда музыкального искусства. Многие годы художественным руководителем филармонии был талантливый композитор и исполнитель Николай Алексеевич Лошманов.

Изобразительное искусство на Амуре появилось давно. В 1953 году были созданы Амурские художественные мастерские при Художественном фонде РСФСР. В них работали местные художники и скульпторы Б.Т. Горлач, Н.Л. Карнабеда, В.Е. Обидион, В.А. Маклаков, В.Н. Стогний, В.Н. Семенихин. Их произведения экспонировались в Москве, Хабаровске, Чите, Владивостоке. В феврале 1972 года в Благовещенске открылся выставочный зал, в котором проводились выставки шедевров из Русского музея, Третьяковской галереи, произведений художников Дальнего Востока, местных художников – любителей. 

50 – 80 – е годы XX века отмечены подъемом амурской литературы. В январе 1977 года была создана Амурская организация Союза писателей РСФСР. Председателем ее стал Борис АндреевичМашук, автор повестей «Сполохи», «В тайны сердца», «Трудные километры». Известным амурским писателем был Н. И Фотьев, его перу принадлежат сборники басен «Куриная карьера», «На законном основании», сборники рассказов, повести. В 1955 – 1969 гг. в Благовещенске жил В.А. Колыхалов. Его первая книга «В долине золотых ключей» была выпущена Амурским книжным издательством. Роман «Дикие побеги» удостоен литературной премии им. Н. Островского. Талант амурских поэтов Л.Г. Андреева, И.А. Еремина, О.К. Маслова, Д.А. Цирулика по достоинству оценен жителями Приамурья.

Культурная жизнь в Амурской области становилась все разнообразнее и интереснее. Однако сохранявшийся партийный диктат в искусстве и литературе, наличие политической цензуры, отсутствие гласности негативно влияли на духовную атмосферу в обществе.