Тында

Дата размещения: 01.08.2018 11:15
Дата изменения: 12.09.2018 16:25


БАМ. Панорама освоения
 

iwpnjdwv1576877271472215734.jpgБАМ уже сейчас проявляет себя
как могучий ускоритель социально-культурных

преобразований огромных необжитых территорий.

Л.И. Брежнев.

Мы здесь, чтоб край страны был крепким,-
Нам без него нельзя никак,
Чтоб годы этой пятилетки
Сжимались пальцами в кулак…

А.Астафьев, строитель

БАМ… С этим именем для миллионов людей восьмидесятых годов связан героический труд молодых поколений, проложивших в сравнительно короткие сроки железнодорожный путь длиной более 3 тыс. километров от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре.

1.jpg

В те далекие тридцатые годы, когда решительной рукой чертилось на картах Сибири (и в судьбах десятков тысяч людей) генеральное направление БАМа, возникла проблема соединения будущей магистрали с будущей железной дорогой. Местом примыкания выбрали  небольшой поселок Тындинский. А на Транссибе изыскатель Михаил Новицкий присмотрел в январе 1933 года близ станции Большой Невер просторную площадку, которую назвал «станция Бам».

Соединительная ветка "БАМ – Тындинский" протяженностью в 180 километров начала прокладываться тогда же – в 1933 году. Уже 7 ноября 1936 года в Тындинский пришел первый паровоз.

Судьба этой ветки сложилась драматично. В январе 1942 года, когда под Сталинградом была особенно тяжелая обстановка, по распоряжению Государственного Комитета Обороны рельсы с "БАМ - Тындинского" были сняты и в срочном порядке переправлены в приволжские степи. В стране не было металла для рельсов – сталь шла на танки и пушки. Через считанные месяцы в прифронтовой полосе возникла знаменитая волжская рокада – на ее сооружении работали вчерашние проектировщики и созидатели БАМа. За первый августовский день 1942 года, когда рокада начала действовать, по ней – по бамовским рельсам – было переброшено к фронту около полусотни эшелонов. Танки спускались с платформ прямо в степи и разворачивали орудия к бою. Командующий Сталинградским фронтом А.И. Еременко впоследствии писал о рокаде: «Я очень высоко оцениваю самоотверженный труд железнодорожников. Железнодорожная линия была для защитников города поистине дорогой жизни».

Когда в 1972 году на север от разъезда Бам снова вышли строители дороги, по насыпи тридцатых годов уже ветвились молодые деревца. Среди высадившихся вдоль линии "Бамовская – Тында" отрядов был и "Волгоградский комсомолец" - наследники сталинградцев приехали, чтобы восстановить дело, так неожиданно порушенное войной в далекой от фронтов сибирской стороне, и отдать дань дороге, спасшей их город.

В 1975 году – в День Победы – рельсы снова пришли в Тынду. Таежный поселок стал столицей БАМа.

Самая крупная стройка страны стала настоящей школой воспитания молодежи, закалившей в трудовых буднях десятки тысяч добровольцев. Их усилия были увенчаны досрочной укладкой «золотого звена», открывшего сквозное движение по всей магистрали. Труд молодых строителей и эксплуатационников трассы был высоко отмечен – самой молодой в стране железной дороге присвоено имя Ленинского комсомола.

Можно без преувеличения сказать, что по масштабам работ, экономическому и социально-политическому значению Байкало-Амурская железнодорожная магистраль стала выдающимся сооружением. Ввод в строй северного транссибирского стального пути дало возможность поставить на службу народному хозяйству крупнейшие запасы высококачественного угля, железной руды, никеля, цинка, слюды, олова, меди и др.

2.jpg

Восточная Сибирь и Дальний Восток располагают огромными запасами ценнейших пород древесины, в том числе ели и пихты – лучшего сырья для целлюлозно-бумажной промышленности. Строительство железной дороги ускорило разработку и значительно увеличило объемы заготовок леса для нужд страны.

Новая дорога позволила освоить плодородные долины вдоль рек, улучшило внешнеэкономические связи Советского Союза со странами Тихоокеанского бассейна через морские порты Дальнего Востока.

Байкало-Амурская магистраль протяженностью почти 3200 километров прорезала многие горные хребты, пересекла такие крупные реки, как Лена, Витим, Олекма, Зея, Амур, Селемджа и др., прошла по районам вечной мерзлоты. Строителям предстояло переместить 22 миллиона кубических метров грунта, построить 3136 искусственных сооружений, в том числе 142 моста, пробить четыре тоннеля общей протяженностью более 25 километров.

На трассе намечено было построить около 200 станций и разъездов. Наиболее крупные из них – Усть-Кут, Нижнеангарск, Чара, Тында, Зейск, Ургал, на которых проектировалось построить локомотивные депо. Предполагалось, что на новой дороге будет работать 35 тысяч железнодорожников, а также большое число специалистов других профессий: врачей, учителей, работников бытового обслуживания.

Сооружение Байкало-Амурской Магистрали намечено было осуществить в сжатые сроки – за 10 лет. Строительство подобных масштабов еще никогда не велось ни в нашей стране, ни за рубежом.

Строительные подразделения оснащались современными машинами и механизмами. Только на 1975-1977 годы выделяется около 1120 экскаваторов, более 400 бульдозеров, 320 автогрейдеров, примерно 840 различных кранов, около 7600 грузовых и легковых автомобилей, 400 автобусов, 100 маневровых тепловозов, 4100 грузовых вагонов.

3.jpg4.jpg

Около половины Северного транссибирского стального пути прошло по территории Амурской области. Здесь же, в поселке Тындинском, будет дислоцироваться руководство строительством Байкало-Амурской магистрали.

Было начато строительство «Малого БАМа», как принято называть трассу "БАМ – Тында" и комплекса стройиндустрии в городе Шимановске.

В железнодорожных поселках было сдано в эксплуатацию 37 тысяч квадратных метров жилья, открыто 20 общежитий, 15 магазинов, 5 столовых, три школы, детские дошкольные учреждения на 400 мест, два Дома культуры и др.

5.jpg

Станция Амгунь 

Станция Амгунь возведена на берегу одноименной реки. Первые посланцы шефов Пензенской области высадились здесь в июне 1978 года. Они с самого начала отказались от временных общежитий, а срубили себе целую улицу двухквартирных коттеджей.

Станция Герби

Станция Герби возникла на берегу речки с одноименным названием в труднодоступных отрогах Баджальского хребта. Площадку под эту станцию выбирали особенно долго – кругом крутые склоны, болота… Изыскательные работы не сворачивались в районе Герби и зимой. Бурили, вели аэрофотосъемку, вымеряли каждую площадку, в итоге специалисты Дальгипротранса вывели оптимальный вариант и для Герби – небольшой станции, одной из десятков на БАМе. Однако, как и всякое новое дело, Байкало-Амурская магистраль вызвала интерес к экологическим проблемам. Девственная природа требовала бережного к себе отношения. Ведь тонкий природный организм, сбалансированный тысячелетиями, особенно хрупок в условиях вечной мерзлоты, высокой сейсмичности и низких температур. Было важно могучую технику, стоящую на вооружении строителей, применять разумно, бережно и умело, чтобы индустриальная мощь БАМа органически сочеталась с природным ландшафтом, чистотой воздуха, прозрачностью рек и озер.

тында2.jpgЭкстремальные условия трассы потребовали новых научно-технических и инженерно-производственных решений. Здесь, впервые в мировой практике, была создана принципиально новая конструкция фундаментов опор мостов, реализован ряд новых идей в тоннелестроении, отработаны технологии отсыпки земляного полотна и буровзрывных работ в условиях вечной мерзлоты, появились современные методы борьбы с наледями.7.jpgВ перспективе БАМ XXI века устремится далеко на север Якутии. Дорога поможет развить агропромышленный комплекс Приамурья, привлечь отечественных и зарубежных инвесторов для активного освоения и развития богатых российских земель за Байкалом. Сегодня БАМ переживает нелегкую пору в своей истории. Он оказался невостребованным нынешним российским государством. Администрация Амурской области, как и другие субъекты Федерации, стремится поддержать строителей и эксплуатационников БАМа, решая в меру своих сил и возможностей проблемы жилья, продовольственного, топливного и другого обеспечения районов магистрали. В настоящее время на государственном уровне предпринимаются усилия по приданию территории Прибамья статуса особой экономической зоны. От успешного продвижения в этом направлении зависит будущее не только БАМа и сотен тысяч людей, связавших с ним свою судьбу, но и завтрашней России.

Тында – столица БАМа

Участвовать в сооружении грандиозной стройки, которую народ назвал «стройкой века», - большая честь. Становятся понятными высокие чувства людей, их гордость за свой труд по освоению огромных богатств, которые будут поставлены на службу города. Особенно бурно развиваются события в далеком таежном поселке Тындинском – районном центре.

Якутский этнограф М.Иванов установил, что название Бамовской столицы Тынды произошло от эвенкийского «тэнда» - террасовый, поросший лесом берег реки. Селение на берегу речки Тында возникло в начале двадцатых годов, когда от Транссиба, от станции Большой Невер, пробивали Амуро-Якутскую автомобильную магистраль (АЯМ) к золотым приискам Алдана. Золото обнаруживали и по многим ключам близ Тындинского. Одна из станции на линии "Бамовская-Тында" получила название Аносовской – в честь Николая Павловича Аносова, горного инженера, разведавшего в этих местах еще в прошлом веке месторождение желтого металла. С конца XIX столетия и вплоть до конца двадцатых годов эта земля переживала период бурного развития.

Небольшим районным центром Тында оставалась до начала семидесятых годов. Новая Тында начинается сразу за околицей старой. Ее возводили шефы из Главмосстроя, поэтому микрорайоны тындинских девятиэтажек напоминают своей архитектурой новостройки Москвы.

Первые годы стройки в таких вот «бочках», изготовленных в Московской области, жили первостроители. В «бочке» тепло, сюда подведена вода, есть небольшая кухня и комната.

8.jpg

Со временем Тында превратилась из глухого таежного поселка в крупный современный город. Что Тынду строили москвичи – чувствуется не только во внешнем облике города, но и в здешних названиях. В Бамовской столице есть микрорайон Сокольники, кинотеатр «Зарядье», а главная улица в Тынде – Красная Пресня. В начале стройки сюда из Москвы перебрался весь аппарат союзного главка Главбамстрой – им руководил с самого начала заместитель министра транспортного строительства СССР К.В. Мохортов. Дирекцию БАМа в Тынде возглавил заместитель министра путей сообщения СССР В.П. Калиничев. В районном центре Тынде обосновались и штаб Центрального Комитета ВЛКСМ, корпункты центральных газет, ТАСС, АПН… больше десятка специализированных трестов. За каких-то полтора года Тында превратилась из никому неведомого «медвежьего угла» во всесоюзно известный центр.

тында3.jpg

Чтоб своими глазами убедиться в размахах сибирских преобразований, сюда стали приезжать иностранные корреспонденты… Тында начала принимать делегации дипломатов, министров стран – членов СЭВ, деятелей международного рабочего и коммунистического движения.

Традицией, собирающей в Тынду самое большое количество гостей со всех участков БАМа и со всех уголков страны, стали ежегодные фестивали самодеятельной патриотической песни. Фестиваль проходит обычно в теплые и солнечные дни бамовского «бабьего лета». Праздник, собирающий тысячи людей, проходит на островерхой сопке (она и названа Фестивальной). Склоны с брусничным ковром – амфитеатр, сосны до неба – стены, а за рекой, на далеком "заднике" импровизированной сцены, картинно-красивой декорацией голубеет Тында – новый город.

По своему географическому положению Тында – узловая железнодорожная станция Байкало-Амурской магистрали, которая обслуживает четыре направления: с юга, - со стороны станции БАМ, - Тында соединяется с великой Транссибирской магистралью, на север железная дорога проходит к знаменитым южноякутским каменным коксующимся углям до станции Беркакит, с запада БАМ пришел в Тынду от станции Чара, существует и восточное направление. По индивидуальному проекту построено здание вокзала на 400 пассажиров. Своеобразно был решен и вопрос с депо. В нашей стране таких депо еще не строили. Оно располагается в центре нагрузок, что позволяет выходить из него на любой путь, на любую горловину.

тында.jpg

Сегодня Тында – крупный транспортный узел на северо-западе Амурской области, на котором пересекаются линии "Тайшет – Урал" и "Бамовская – Беркакит". Здесь действуют крупные на БАМе железнодорожные предприятия, объединение «Тындалес», комбинат «Восточный», где налажена глубокая переработка древесины.

Тында расположена в 840 км от Благовещенска. Население 49,9 тыс. человек. За годы строительства БАМа население Тынды выросло в 5,5 раза. В последние годы, в связи с ухудшением условий жизни на Севере, (снижение реальных доходов населения, сокращение объемов строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры, рост стоимости жизни) наблюдается отток населения из города. Численность жителей Тынды за последние 7 лет сократилась на 15 тыс. человек.

Но, несмотря на сложности, Тында – красивый, уютный, молодой город Амурской области, в который хочется вернуться, побывав там хотя бы один раз...