Свободный

Дата размещения: 01.08.2018 11:16
Дата изменения: 12.09.2018 16:33


    После присоединения Приамурья к России в 1858 году и создания Амурской области началось ее заселение. Вначале заселялись берега Амура и Зейско-Буреинская низменность. С 80-х годов XIX века переселенцы двинулись на берега Зеи.
В 1901 году выходцы из Суражского уезда Черниговской губернии основали на правом берегу Зеи в 190 км от ее устья деревню и назвали ее Суражевкой. Деревня была небольшой – в 1903 году здесь насчитывалось всего 25 дворов и проживало 72 человека.
Новым толчком к переселению в Сибирь и на Дальний Восток послужило строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. В связи с проведением Амурской железной дороги, начавшемся в 1908 году, намечались пункты для создания вдоль нее поселков городского типа и городов. Место пересечения реки Зеи и железнодорожной магистрали привлекло к себе внимание строителей. Здесь можно было создать значительный транспортный узел, так как река соединяет два важных экономических района Приамурья – северный, богатый лесом и металлами, в частности золотом, и южный – крупный сельскохозяйственный район.
Поэтому в 1910 году было решено построить здесь город.
    Суражевка с началом постройки железной дороги превратилась в бойкий торговый пункт, мало напоминавший земледельческий поселок. К 15 октября 1911 года здесь было уже 728 построек и проживало 2368 человек. В это время в Суражевке были магазины и лавки, столовые, пекарни, пивоваренный завод и завод минеральных вод, скотобойня, гостиницы, небольшой кинотеатр, паровая мельница и лесопилка.
В 1911 году была произведена планировка будущего города. В начале февраля 1912 года Суражевское сельское общество вынесло решение включить Суражевку во вновь проектируемый город.
Первые засельщики нового города появились в мае 1912 года. На участках будущих улиц началась раскорчевка пней, устраивались въезды в город, рылись колодцы.
30 июля (12 августа) 1912 года новый город был заложен и назван Алексеевском в честь Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича. С весны 1913 года было начато осушение некоторых заболоченных усадеб и устройство улиц.
К 1 августа 1913 года в новой части Алексеевска было выстроено 286 домов и проживало 1459 человек. Всего в городе проживало до 8000 человек. Население города росло, главным образом, за счет переселенцев из Благовещенска и других районов области (около 50% всего населения), а также из европейской части России, Приморской и Забайкальской областей.
К 1916 году в городе насчитывалось 1910 рабочих – четвертая часть населения. Бесправие, тяжелые условия труда нередко вызывали забастовки.
Первая мировая война приостановила развитие города. А население его даже уменьшилось.
К 1917 году промышленность города была представлена тремя мельницами, лесопильным и кирпичным заводами и кустарными железнодорожными мастерскими.
Весть о свержении самодержавия была с воодушевлением встречена трудящимися Алексеевска.
Городское самоуправление под давлением трудящихся в апреле 1917 года переименовало Алексеевск в город Свободный. 3 июня 1917 года новое название города было утверждено Временным правительством.
В июне 1920 года железнодорожная станция Суражевка была переименована в Михайло-Чесноковскую, а Гондатти – во Владимиро-Шимановскую (ныне город Шимановск).
А Свободный рос и развивался вместе со всей страной. Прежде всего развивалась деревообрабатывающая промышленность. В 1923 году была организована Зейская сплавная контора и в 1930-1932 годах – перевалочная база. Чрез несколько лет были пущены лесозавод и шпалозавод. К 1936 году Свободный стал крупнейшим центром деревообрабатывающей промышленности Амурской области.

clip_image001.jpg

Сплавная контора города Свободного

Развитие судоходства на реках Амурского бассейна вызвало спрос на суда. В 1932 году была сооружена судостроительная верфь имени В.В. Куйбышева, выпускавшая вначале деревянные, а затем композитные несамоходные баржи. Верфь строила также катера, пароходы, дебаркадеры, причалы, брандвахты, ремонтировала суда. Всего за первые 25 лет своего существования она выпустила 450 единиц плавсредств.
К 1935 году в Свободном насчитывалось 9 крупных предприятий; на них работало 2010 человек. Важнейшие из этих предприятий – вагоноремонтный завод, судостроительная верфь, лесопильный завод и мельница.
В 1941 году в городе началось автобусное движение.
В дни Великой Отечественной войны сотни свободненцев ушли защищать Родину от врага. Предприятия перешли на выпуск продукции для фронта. Трудящиеся города помогали фронту своими сбережениями. Только за 1943-1945 годы в фонд обороны и на строительство военной техники было внесено более 11,5 млн. рублей.

clip_image002.jpg

Сталинская улица в центральной части города

После войны продолжилось дальнейшее расширение и реконструкция предприятий. Росло население города, увеличивалась и его жилая площадь. Если в 1950 году в городе насчитывалось 41,5 тыс. человек, то в 1955 году число жителей возросло до 55,1 тыс. человек.

clip_image003.jpg

Городская окраина

Сегодня Свободный – второй после Благовещенска промышленный узел Амурской области, административный центр Свободненского района с территорией 225 кв. км. Численность населения на сегодняшний день составляет 73,2 тыс. человек. Свободный – крупный транспортный узел Приамурья. Здесь пересекаются железнодорожная, речная и автомобильная магистрали. Среди крупных предприятий – заводы вагоноремонтный и «Автозапчасть», АООТ «Свободненский электроаппаратный завод», мясокомбинат, завод силикатных стеновых материалов, речной порт, объекты социального и культурного назначения.

clip_image004.jpg

Городской парк