Шимановск

Дата размещения: 01.08.2018 11:14
Дата изменения: 12.09.2018 16:33


image5138352564569491518.png     Многие амурские города возникли благодаря строительству Амурской железной дороги. К таким городам можно отнести город Шимановск. Так, в 1910 году в верхнем течении реки Большой Перы, правом притоке Зеи, возник пристанционный поселок Пера.

     Но уже через два года, небольшой поселок, с населением в 400 человек, стал железнодорожной станцией Гондатти, названной так в честь этнографа, приват-доцента Московского университета, приамурского генерал-губернатора Николая Львовича Гондатти. 
     В 1917 году в поселке открыто высшее начальное 2-х классовое училище, где готовились кадры для железной дороги, больница, церковь. Тогда же был сдан в эксплуатацию первый корпус железнодорожных мастерских, завезено оборудование. Эти мастерские стали основной базой для ремонта паровозов по всей Амурской железной дороге.

snptelae4111826492632502598.jpg     Первым начальником железнодорожных мастерских стал инженер-путеец Владимир Шимановский. В годы Гражданской войны Владимир Шимановский, активный революционный деятель, был казнен японцами в Благовещенске. В 1920 году в память о революционере станция Гондатти переименована во Владимиро-Шимановскую.

       В 30-е годы железнодорожные мастерские преобразованы в паровозное депо. На станции открылась первая средняя школа, действовали две больницы, построен клуб железнодорожников с библиотекой. Начала развиваться лесная промышленность.

 

clip_image001.jpg     21 августа 1950 года станция преобразована в город Шимановск. Город стал опорным пунктом строительства двух магистралей - Транссибирской и Байкало-Амурской, а также центром производства стройматериалов. В 1972 году началось строительство крупного индустриального комплекса, обеспечивающего необходимыми материалами и конструкциями строительство БАМа.
      В семидесятые в Шимановске вырос новый микрорайон, торговый центр, школа, детские сады. На базе предприятий было открыто профтехучилище, филиал Хабаровского политехнического института. Население города увеличилось до 26,5 тыс. человек. 14 ноября 1975 года Шимановск стал городом областного подчинения. В 1982 году в городе построен новый аэропорт, электрифицирована железная дорога.

     Несмотря на то, что город очень молод, шимановцы могут по праву гордиться и своими земляками. Среди них – герои гражданской и Великой Отечественной войн, заслуженные деятели культуры, образования. Примечательно, что именно этот небольшой амурский городок железнодорожников стал родиной будущего министра путей сообщения России - Геннадия Матвеевича Фадеева. Этот высокий пост наш земляк занимал с 1992 по 1996 гг., и вновь был назначен с января 2002 г.

1 (4).jpg     Предприятия по обслуживанию железнодорожного транспорта, наряду с машиностроением и энергетикой, строительством и сегодня являются градообразующими предприятиями Шимановска. Одно из крупных предприятий города – завод «Кранспецбурмаш». Здесь освоен выпуск новой продукции: большегрузные краны, краново-бурильные машины, лесозаготовительная техника, осуществляется гарантийное обслуживание и ремонт техники. Строительные предприятия «СМУ-25», «Горем-21» занимаются возведением жилья и объектов соцкультбыта, строительством и ремонтом мостов. Предприятие «Амурпол» занимается заготовкой и переработкой древесины. Основным видом деятельности Шимановского асфальтного завода является производство битума и асфальта. 

     В социальной сфере Шимановска действуют 5 общеобразовательных школ, 5 дошкольных учреждений, библиотека, профтехучилище, две больницы, Центр детского творчества, музей. Спортивные и культурные мероприятия Шимановска проходят на городском стадионе.

1 (5).jpg

Транспортное сообщение в Шимановске сегодня осуществляется железнодорожным и автомобильным видами транспорта.

Материал подготовлен отделом научной
информации и использования документов
ГУ Амурской области
«Государственный архив Амурской области»
по фондам Государственного архива
Амурской области