В.Евсеев - летчик-испытатель

Дата размещения: :
Дата изменения: 01.08.2018 14:22


Виктор Николаевич Евсеев (1905 – 1937 гг.)

image001.jpgВ.Н.  ЕВСЕЕВ

Не по своей воле попал на Амур отец Виктора Евсеева – Николай Петрович Евсеев. Как свидетельствуют документы, хранящиеся в Санкт-Петербургском историческом архиве: «Незаконнорожденный сын ревельской мещанки Воленц – Николай Петрович Евсеев, по профессии токарь, за принадлежность к рабочему кружку, образовавшемуся в 1881 году по инициативе членов партии Народной воли для революционной пропаганды среди петербургских рабочих, и за убийство агента сыскной полиции Прейма приговором С.-Петербургского военно-окружного суда 14 сентября 1882 года приговорен к смертной казни через повешение. Высочайшим повелением 20 сентября 1882 года смертная казнь заменена бессрочными каторжными работами в рудниках».
В качестве ссыльнокаторжного государственного преступника питерский рабочий был помещен сначала в Петропавловскую крепость, а затем – в Карийскую каторжную тюрьму. Лишь в марте 1888года Н.П.Евсеева освободили от оков и перевели в разряд ссыльнопоселенцев. Местом ссылки определили далекое Приамурье.

image002.jpg

РОДИТЕЛИ В.Н. ЕВСЕЕВА

Умер Николай Петрович в 1916 году в Благовещенске, оставив на руках у жены, Александры Павловны, семерых детей. Одним из них и был будущий летчик Виктор Евсеев.
Вот отрывок из письма Виктора Евсеева землякам, которое было опубликовано в «Амурской правде» в 1937 году, незадолго до гибели отважного летчика:
«Жил я в Благовещенске, на всем известной Горбылевке, около ипподрома. И никогда не думал, что я, сын самого обыкновенного токаря, овладею серьезной профессией летчика. После эвакуации японцев из Благовещенска, в помещении бывшей казармы Амурской флотилии был открыт клуб 2-го района комсомола. И вот как-то раз на районном собрании было объявлено: кто хочет поехать учиться на летчика? Я не дождался конца информации, встал и заявил:
- Я хочу быть красным летчиком.
Но первая моя попытка не увенчалась успехом. Меня не взяли, я был малограмотным и не имел достаточного производственного стажа. Поступил работать на электростанцию, приобрел производственный опыт и поехал учиться во Владивостокский рабфак. Здесь я получил высшее образование и добровольцем пошел учиться в летную школу. Цель была достигнута!»

image003.jpg

I КУРС РАБФАКА (2 АПРЕЛЯ 1926 ГОДА). В. ЕВСЕЕВ - ВТОРОЙ РЯД, ЧЕТВЕРТЫЙ СЛЕВА

После окончания школы Виктор Евсеев получил направление в научно-испытательный институт ВВС РККА. Здесь он попадает в один строй с такими уже признанными асами летного дела, как Чкалов, Байдуков, Юмашев, Громов…

image004.jpg

КОМАНДА ЛУЧШИХ СТРЕЛКОВ. ВОЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЛЕТЧИКОВ

image005.jpg

ШКОЛА ЛЕТЧИКОВ

Молодой летчик-испытатель в полный голос заявил о себе в 1932 году. При испытании нового истребителя, во время выполнения фигур высшего пилотажа, сорвало с рамы мотор. Но самолет был спасен.

image006.jpg

ТРУДОВЫЕ БУДНИ…

После этой аварии на Евсеева как на летчика обратил внимание Валерий Павлович Чкалов. Под его руководством молодой пилот начал осваивать новые типы самолетов. А одновременно стал и испытателем парашютов. Летом 1932 года Виктор Евсеев принимает должность инструктора парашютного дела. Евсеев был не только испытателем боевых самолетов, но и исследователем спасательных средств летчика. Он усовершенствовал кислородное оборудование для высотных полетов и первым предложил оригинальную кислородную маску. Много раз поднимался на своем истребителе в верхние слои атмосферы. В 1933 году на его счету было 36 прыжков с парашютом, как простых, так и затяжных.

image007.jpg

В. ЕВСЕЕВ (РИСУНОК)

Опыт мастеров прыжка с задержкой раскрытия парашюта – выдающихся советских воздушных спортсменов К. Кайтанова, В. Евсеева, Н. Евдокимова и Н. Аминтаева – говорил о том, что в беспорядочном падении без управления своим телом невозможно провести сколько-нибудь серьезных испытаний в воздухе. Следовательно, нужно было выяснить, при каком положении человеческое тело во время падения имеет наибольшую устойчивость и лучшую управляемость.
На эти вопросы в то время ясных ответов еще не было. Испытав на себе трудность борьбы со штопором и беспорядочным падением, пионеры советского парашютизма – В. Евсеев, В. Харахонов и другие – конструировали и применяли различные типы стабилизаторов...
Начиняя с 1932 года, советские парашютисты вышли на мировую арену и оттеснили назад парашютистов капиталистических стран, последовательно отбирая у них рекорды.
В сентябре 1933 года все газеты мира опубликовали сенсационное сообщение: побит мировой рекорд затяжного парашютного прыжка американца Жан-Транума. Побит рекорд, казавшийся незыблемым на многие годы! Жан-Транум, которого называли королем воздуха, прыгая с высоты 7 тысяч метров, находился в свободном падении 1 минуту 27 секунд. А никому не известный советский летчик Виктор Евсеев, покинул самолет, пилотируемый еще одним неизвестным пилотом на высоте 7200 метров, не прибегая к помощи парашюта 2 минуты 12 секунд и лишь в 150 метрах от земли раскрыл купол.
При этом буржуазная пресса как-то «забыла» сообщить, что прыгал Виктор Евсеев с парашютом советского производства и в кислородной маске собственной конструкции. А Английская «Таймс», чтобы приуменьшить значение сенсации, написала, что Евсеев – пилот старой, еще дореволюционной школы. Не волнуйтесь, мол, среди молодых авиаторов у большевиков таких прыгунов нет.
Однако для многих Виктор Евсеев совершил настоящий подвиг - сделав небывалую тогда задержку раскрытия парашюта…
… Ясное сентябрьское утро, на небе ни облачка. Все подготовлено к полету, еще раз проверяются парашюты, основной и запасной, последним осматривает Виктора доктор, все в порядке!
Евсеев готов к прыжку с высоты 7200метров!
Спокойствие, уверенность в успехе…

image008.jpg

К самолету подходят два летчика, оба в меховых комбинезонах, - Владимир Коккинаки, впоследствии дважды Герой Советского Союза, и Виктор Евсеев, на нем висел кислородный баллон, длинная гофрированная трубка, идущая к маске, а на левой ладони руки в перчатке укреплен секундомер. Сердечное пожатие рук. Взлет. Стрелка высотомера четко отсчитывает высоту…
Наконец, приближается к цифре 7200 и долгожданные слова Коккинаки: «приготовиться», «пошел». Покинув самолет и включив секундомер, Виктор наблюдал за неумолимым бегом стрелки и приближением земли … , 132,2 секунды … и рывок кольца парашюта… Оставив кабину самолета на высоте 7200 метров, Евсеев 132,2 секунды падал, не раскрывая парашюта, и раскрыл его только на высоте 150 метров от земли, пролетев в свободном падении 7050 метров.

image009.jpg

ТОТ САМЫЙ СЕКУНДОМЕР

image010.jpg

ПРЫЖОК В. ЕВСЕЕВА

Таков был итог его «звездного часа», длившегося чуть более двух минут и ставшего впервые мировым рекордом затяжного прыжка. Еще никто в мире и по сей день, не раскрывал парашют на такой низкой высоте от земли – сто пятьдесят метров!
Его прыжок вписан золотыми буквами в историю авиации страны, как выдающаяся победа.

image011.jpg

Спустя годы, один из старейших летчиков и парашютистов страны, неоднократный рекордсмен мира, заслуженный мастер спорта СССР К.Кайтанов дает этому признанию рекорда Виктора Евсеева такую оценку: «Конечно, раскрытие парашюта на такой высоте очень эффективно, но достаточно было промедлить одну, две секунды как могло случиться непоправимое».
К тому рекордному затяжному прыжку, который принес ему всемирную известность, В.Н.Евсеев готовился загодя. Предшествовали восемь тренировочных прыжков, да и рекорд чуть было не сорвался: когда покидал самолет, запасной парашют зацепился за обшивку, и лишь с большим трудом его удалось освободить.
Вообще тридцатые годы XX столетия вписали в историю нашей страны много ярких страниц, связанных с развитием отечественной авиации, вступившей в борьбу за скорость, высоту и дальность полета. Успешное выполнение этих задач было неразрывно связано с парашютизмом, обеспечивающим летному составу безопасность полетов.
Энтузиастами парашютного дела были военные летчики. Под руководством Л.Г. Минова, 27 июля 1930 года в Воронеже был собран первый сбор по освоению летным составом техники выполнения прыжков с парашютом. На этом сборе было выполнено всего несколько десятков прыжков, а к концу года количество выполненных в стране прыжков исчислялось уже сотнями.
Так, в марте 1935 года был создан Центральный аэроклуб СССР, который в этом же году был принят в члены международной авиационной Федерации ФАИ. С этого момента парашютисты Советского Союза получили возможность демонстрировать свое мастерство не только внутри страны, но и на международной арене.
ФАИ признала высшие достижения парашютистов СССР установленные до 1935 года и отвечающие требованиям сетки мировых рекордов ФАИ – высшим мировыми достижениями.
В 1952 году сетка мировых рекордов, включавшая до этого времени прыжки с парашютом с наибольшей высоты и наибольшее время свободного падения без раскрытого парашюта, пополнилась прыжками на точность приземления с различных высот. Для установления рекорда в прыжках на точность приземления необходимо показать в сумме двух прыжков наименьшее отклонение от центра круга.
Вступив в борьбу за лучшие показатели в прыжках с парашютом на международной арене парашютисты Советского Союза стали обладателями абсолютного большинства мировых рекордов.

image012.jpg

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО ПАРАШЮТНОГО СПОРТА

Следует отметить и еще одно достижения Виктора Николаевича: в сентябре 1936 года он первым из советских летчиков проложил дорогу в стратосферу, подняв отечественный самолет И-15 на высоту 12020 метров. А в октябре того же года он в составе пятерки истребителей под командованием Владимира Коккинаки участвовал в групповом высотном перелете.
Свое летное искусство В.Н.Евсеев не раз демонстрировал на воздушных парадах над Красной площадью, на авиационных праздниках, посвященных Дню Воздушного Флота, Интересным фактом в жизни Виктора Николаевича можно отметить и съемки в фильме «Крылья».

image014.jpg

25 АВГУСТА 1932 ГОД. В. ЕВСЕЕВ – ВНИЗУ, ВТОРОЙ СЛЕВА

11 августа 1937 года в полете пятерки истребителей один из летчиков допустил ошибку, которая стоила жизни Виктору Евсееву. Он погиб на посту.

image015.jpg

ПОХОРОНЫ В. ЕВСЕЕВА

Вот такой короткой и яркой была жизнь нашего земляка Виктора Николаевича Евсеева, награжденного за выдающиеся заслуги по укреплению оборонной мощи страны орденами Ленина и Красной Звезды.