Святитель Иннокентий

Дата размещения: :
Дата изменения: 01.08.2018 14:05


Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был Святитель Иннокентий.

image001.jpg

Иннокентий Вениаминов – первый архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, 
Митрополит Московский и Коломенский

26 августа 1797 года в небольшом прибайкальском селении Ангинском Иркутской губернии в семье пономаря местного храма Евсевия Попова родился сын Иоанн. Любознательный и одаренный ребенок от отца научился грамоте и уже в 6 лет читал на церковных службах Священное Писание. Но неожиданно умер отец, и мать с четырьмя детьми осталась в бедственном положении без средств к существованию. Чтобы помочь осиротевшей семье, мальчика на воспитание взял родной дядя дьякон Дмитрий Попов. Благодаря его настоянию и хлопотам, Иоанн Попов был определен в Иркутскую духовную семинарию на казенный счет. Жизнь в бурсе в те времена была очень плоха; кормили мало, били много…
В отпускные дни Иоанн Попов посещал своего дядю, монаха, который был большим любителем столярного, слесарного и кузнечного ремесел. Охотно занимаясь ремеслом, юноша столь же охотно занимался и науками. Блестящая память, выдающееся прилежание сделали его первым учеником семинарии, которому было оказано особое отличие. Незадолго до поступления Иоанна в бурсу умер в Иркутске архиерей Вениамин, пользовавшийся общей любовью и уважением, и Иоанн Попов как лучший ученик, в честь и память святителя, был переименован в Вениаминова.
Когда по окончании Вениаминовым курса пришло указание отправить из Иркутской семинарии двух лучших учеников в Московскую духовную академию, то Вениаминов был выбран первым. Но в тот год случился необыкновенный разлив реки Ангары, прекративший на некоторое время сообщение семинарии с монастырем. Вскоре Вениаминов, уже окончивший курс, но еще не получивший назначения ни в епархиальное ведомство, ни в академию, женился, не спросив разрешения ректора. Самовольная женитьба не осталась без наказания. Вениаминов, несмотря на то, что он окончил курс наук первым, не получил места священника, как его товарищи, а ему дали место диакона в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Иркутске.
Через четыре года, в 1821 году, в этой церкви умер священник, и Вениаминов занял его место. С этого времени и начинается его служение Церкви и Отечеству, давшее впоследствии ему бессмертие.
Молодой священник, отличаясь представительной внешностью, имея звучный приятный голос, будучи очень красноречивым, вел церковную службу с такой чинностью, что народ ходил толпами слушать службу Вениаминова и его увлекательные красноречивые проповеди. Одним словом, жизнь отца Иоанна Вениаминова в Иркутске не оставляла желать лучшего. Он был любим прихожанами, отличаем начальством, имел семью, хороший дом, хозяйство.
В начале 20-х годов в Иркутск ежегодно по торговым делам приезжал поверенный Российско-Американской компании Крюков. Познакомившись с Вениаминовым, Крюков много рассказывал любознательному батюшке о североамериканских владениях Российской империи, об их природе и жителях.
В 1823 году Россия овладела островом Уналашка. По просьбе Российско-Американской компании иркутский архиерей вызвал туда священника. Но желающих не находилось. «Лучше пойду в солдаты, - писал один священник, - как поеду в Америку». В этом же году в Иркутск приехал Крюков. Решив свои дела и оправляясь в Америку, он зашел к архиерею получить его благословение. Благословляя Крюкова, архиерей высказал сожаление, что никто из священников его епархии не желает ехать в Америку. «Жаль, Ваше Преосвященство, - отвечал Крюков. – А какая там благодатная нива для деятеля вертограда Христова! С каким вниманием, с какой жадностью слушают американские дикари о Боге!»
Эти слова Крюкова слышал и находившийся в приемной архиерея Вениаминов. В тот же миг у него возникло желание ехать к американским дикарям и приобщать их к христианству.
Добившись согласия архиерея, получив назначение на должность миссионера на остров Уналашка, отец Вениаминов продал свой дом, распродал все свое имущество и 7 мая 1823 года выехал из Иркутска. Посетил село Агинское, поклонился праху своего отца и тронулся в далекий, трудный и опасный путь.
Только в начале 1824 года семья Вениаминовых прибыла к месту назначения на остров Уналашка. Население этого острова состояло из алеутов и колошей, народов совершенно диких и находившихся в междоусобной вражде. Не было на том острове и жилья, хоть немного отвечающего требованиям культурного человека. Своими руками принялся отец Вениаминов за обустройство землянки, в которой поселил свою семью и поселился сам. Казалось, что при тех условиях, в какие попал миссионер, не оставалось ничего другого, как упасть духом… Но не таков был отец Вениаминов.
1 августа 1824 года в деревянной часовне, единственном здании, построенном Российско-Американской компанией, отец Вениаминов отслужил свою первую службу, на которой присутствовала только его семья. Уже на другой день отец Вениаминов усердно принялся за изучение языка народов Уналашки, их веры, нравов и обычаев.
Умение миссионера объясняться с дикарями на их родном языке, его величавая наружность, столь ценимая дикарями, его ловкость при управлении байдаркой произвели на диких сильное впечатление и вызвали полное доверие. К землянке отца Вениаминова стали собираться алеуты целыми толпами, так как его беседы на их родном языке пришлись им по сердцу.
В течение зимы 1824 года отец Вениаминов вел строительные работы по закладке дома и храма. Иконостас для церкви и позолота на нем были исполнены отцом Иоанном собственноручно. А алеуты своими собственными руками, еще не будучи христианами и без всякого принуждения, приняли участие в постройке храма для своих будущих молитв и дома для своего миссионера.
Все это время Вениаминов не переставал вести многолетнюю подвижническую работу священника среди русского населения, одновременно распространяя христианское вероучение среди аборигенов. В короткий срок, овладев алеутским языком, он составил грамматику, учебник по алеутскому языку и перевел на алеутский язык тексты Священного Писания, Евангелие. Специально для алеутов им была написана книга «Указание пути в Царствие Небесное». В ней он рассказал жителям, которые кроме своих островов не знали других земель, о том, как должен жить и думать настоящий христианин.
Десять лет прожил отец Иоанн среди алеутов. За эти годы он провел огромнейшую научно-исследовательскую работу, создав несколько томов этнографических описаний коренного населения Алеутских островов. Эти труды не потеряли своего научного значения до настоящего времени.
В 1834 году Иоанна Вениаминова перевели на службу в город Новоархангельск на острове Ситха, поручив ему общее руководство всеми церковными организациями Русской Америки. Наряду с исполнением церковных служб, Вениаминов продолжал исследования этнографического характера коренного населения Северной Америки. Известный русский ученый и путешественник адмирал Ф.П. Врангель так оценивал труды Вениаминова: «Это – богатое хранилище фактов, для полного уразумения характера, обычаев и настоящего быта народа, стоящего на переходной точке из состояния дикого в более образованное…».
Очень высоко оценивал этнографические исследования Вениаминова и академик А.П. Окладников, который считал, что труды Вениаминова характеризуют его как вдумчивого наблюдателя и исследователя, зрелого ученого-этнографа, гидролога, естествоиспытателя. Исследовательская и просветительская деятельность Вениаминова широко известны и чтимы в наше время и в США, и в Канаде. К 200-летию со дня рождения Вениаминова в этих странах были восстановлены храмы и церкви, в создании которых он принимал активное участие, создан музей Вениаминова.
В 1839 году Вениаминов совершил поездку с далекой Ситхи в Петербург, где познакомился с церковными иерархами и получил за свою подвижническую деятельность высокую оценку Святейшего Синода.
В 1840 году, находясь в Петербурге, Вениаминов получил известие о смерти жены. Узнав об этом, Митрополит Московский Филарет предложил отцу Иоанну принять монашество. 29 ноября 1840 года Филарет постриг Вениаминова в монахи и нарек его именем Иннокентий, в память о знаменитом первом иркутском епископе Иннокентии. Иннокентий Вениаминов был возведен в сан архимандрита, а затем рукоположен в епископы. По его инициативе и прямому ходатайству Святейшим Синодом было принято решение о создании Камчатской церковной епархии с подчинением ей церквей Алеутских островов, Северной Америки и Курильских островов. Император Николай I сам дал наименование епархии «Камчатская, Курильская и Алеутская». 15 декабря 1840 года последовало назначение Иннокентия Вениаминова первым епископом новой епархии. Через 10 лет в 1850 году Иннокентий Вениаминов был возведен в сан архиепископа.
Центром епархии в первые годы был город Новоархангельск на острове Ситхе на Аляске. Одним из первых дел нового архиерея было учреждение на острове Ситхе православной семинарии. Учебный курс этой семинарии отличался от всех других тем, что здесь, наряду с науками обязательными, было введено обучение ремеслу.

image002.jpg

Кафедральный собор в центре Ситхи, построенный в 1844- 48 гг. 
по проекту епископа Иннокентия

В 1844 году управление епархии было переведено в Петропавловск-Камчатский, а затем в начале 50-х годов – в городок Аян на берегу Охотского моря и впоследствии – в Якутск.
В 50-е годы XIX века Иннокентий Вениаминов становится участником борьбы за решение Амурского вопроса. Он поддержал и одобрил обследование устья Амура экспедицией Геннадия Ивановича Невельского, благословил деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева по восстановлению прав России на Приамурские земли. Когда в 1850 году был основан пост Николаевский на Амуре, Иннокентий заложил там церковь и оставил священником своего сына Гавриила.
Еще в 1840 году, будучи в Петербурге, Иннокентий ставил вопрос перед Синодом о возвращении Амура. А в 1849 году Иннокентий Вениаминов на Камчатке познакомился с Н.Н. Муравьевым и Г.И. Невельским. Тогда Российскому Дальнему Востоку повезло: встретились два замечательных деятельных человека – архиепископ Иннокентий и генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев. Оба душой болели за дело России.С 1849 года резиденцией Иннокентия Вениаминова был Петропавловск- Камчатский, но там он находился лишь в суровые зимние дни. Лето Иннокентий обычно проводил в поездках по своей обширной епархии. И действительно, в мире еще не было столь обширной территории в одной епархии. В нее входили вся северная часть Тихого океана с Беринговым и Охотским морями, множество островов, Охотское побережье, Чукотка, Аляска, Камчатка, Алеутские и Курильские острова, а с 1852 года и Якутия. Иннокентий Вениаминов проявлял потрясающую работоспособность, отвагу и мужество, стойкость в преодолении невзгод и опасностей, часто бывая на грани жизни и смерти. На собаках и под парусами, на веслах и на буксире, часто в лихую непогоду совершал он свои многомесячные поездки по епархии.
Ни одному из русских иерархов не приходилось еще приносить свое благословение в столь отдаленные уголки страны. Рискуя жизнью, святитель Иннокентий делал прививки во время эпидемий, лечил больных, помогал обездоленным, организовывал строительство церквей, часто сам их проектировал и делал эскизы оформления, открывал при церквях школы, осваивал языки аборигенов и переводил на местные языки священные книги, составлял буквари для алеутов и коряков, якутов и камчадалов. В короткие сроки он освоил шесть языков коренных народов Америки и Азии.
С 1855 года Иннокентий перенес епархиальную резиденцию в Якутск. В 1856 году он выехал в Иркутск, где вместе со сплавом войск и забайкальских казаков направился на Амур. Результатом этого плавания стала обстоятельная записка «Нечто об Амуре», подготовленная им для обоснования заселения и освоения этого края. В ней доказывалось огромное значение Амура для России, и определялись перспективы хозяйственного освоения этого края. Генерал-губернатор Н.Н. Муравьев очень высоко оценил этот труд. Во всех начинаниях Н.Н. Муравьева по Амурскому вопросу Иннокентий Вениаминов был его деятельным помощником, всецело поддерживал его инициативы по возвращению Дальнего Востока российскому государству.
В 1856 году Иннокентий Вениаминов был приглашен в Петербург на заседание Синода. Он использовал эту поездку для подготовки к изданию нескольких своих научных работ, учебников для якутов и других аборигенов далекого края. Заручился поддержкой художников для выполнения заказов икон для новых церквей на Дальнем Востоке.
В 1857 году, в связи с началом заселения левобережного Приамурья забайкальскими казаками, Иннокентий Вениаминов направил из Якутска на Амур священника Александра Сизого.

image003.jpg

Александр Поликарпович Сизой – первый священник Амурской области

Ранней весной следующего года Иннокентий Вениаминов прибыл из Якутска в Иркутск для участия в новом плавании на Амур совместно с Н.Н. Муравьевым. Теперь задача предстояла более важная: была достигнута договоренность о дипломатических переговорах с Китаем. Местом переговоров был назначен маньчжурский городок Айгунь.
6 апреля 1858 года Николай Николаевич Муравьев и Иннокентий Вениаминов в сопровождении двухсот военных выехали из Иркутска. В двадцатых числах апреля они были уже на Шилкинском заводе и отсюда на катере и двух канонерках двинулись вниз по Шилке и Амуру. Поездка была рискованной: реки еще не очистились ото льдов. Но уже 5 мая экспедиция прибыла в станицу Усть-Зейскую.
В поездке по Амуру Н.Н. Муравьев и Иннокентий Вениаминов не раз обсуждали, где лучше основать центр будущей губернии и новой епархии. Решили, что самое удобное место для этого на левом берегу Амура у впадения Зеи, там, где уже стояла Усть-Зейская станица. Продумывая название будущего города, перебрали много вариантов. Графу Муравьеву желательно было дать месту имя Россиеслав. Примеряли и такие имена как Зейград, Зейгород, Зеймур, Чернореченск. Но остановились на другом варианте. Преосвященный Иннокентий настоятельно убеждал графа дать городу имя Благовещенск.
Город был назван по имени храма, закладка которого была совершена архиепископом и генерал-губернатором на берегу Амура на территории станицы перед отъездом Н.Н. Муравьева на подписание Айгуньского договора.
«Близ устья реки Зеи, на бывшем Усть-Зейском посте, а ныне наименованном Благовещенске, где в настоящее время находится Главное Управление Амурской линии и предполагается быть городу, положено мною основание храма (деревянного) во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы», - докладывал Иннокентий Вениаминов в Святейший Синод 9 мая 1858 года.

image004.jpg

Кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, 
заложенный в 1858 году Иннокентием Вениаминовым, (сгорел в 1924 году)

После успешного завершения переговоров и подписания 16 (28) мая 1858 года Айгуньского договора Н.Н. Муравьева торжественно встречало все население станицы Благовещенской. Сойдя на берег, Н.Н. Муравьев получил благословение архиепископа, который совершил торжественный молебен. После молебна собравшиеся Крестным ходом прошли к Никольской церкви, где богослужение было продолжено.
Амурские просторы снова стали российскими владениями. В 1859 году прибыли первые десятки семей крестьян-переселенцев из Забайкалья.

image005.jpg

Первые переселенцы

Людей нужно было разместить, устроить на жительство, духовно сплотить и сформировать в прочный народ, преданный России и своему краю. И в этом деле как никогда велика была роль духовной общности, сплочения на основе православной веры. Особую роль имело распространение христианской веры среди местного аборигенного населения Приамурья.
Понимая значимость Слова Божьего в духовном сплочении быстро увеличивающегося населения вновь созданной области, Иннокентий Вениаминов уже в 1858 году поставил перед Синодом вопрос о переносе центра епархии в Благовещенск. Иннокентий намерен был создать здесь хорошо обустроенный епархиальный центр. Однако весь 1859 год ушел в поездках по огромнейшей епархии и устройстве викариатства в Якутии. Только весной следующего года Иннокентий снова прибыл в Благовещенск.
Для строительства комплекса зданий епархиального управления было выбрано место на берегу реки Зеи, в четырех верстах от Благовещенска, в березовой роще с зарослями орешника (в настоящее время территория судостроительного завода). Сам Иннокентий разработал проект зданий и наблюдал за строительством. На месте рощи был заложен сад с аллеями и дорожками, обработана почва для огородных культур. Возводились главный корпус для епископа, здание канцелярии, ризница, домовая церковь, кладовые, баня, кухня, здания для священнослужителей, для прислуги. Иннокентий сам руководил строительством и участвовал в строительных работах. Через два года они были завершены. Летом 1862 года Иннокентий прибыл из Якутска в Благовещенск на постоянное местожительство. Началось обустройство епархиального центра.
Большую часть всех дел по епархии Иннокентий вел сам. Работал в качестве секретаря, переписчика документов, архивиста. Он составлял необходимые документы, вел обширную переписку с многочисленными учреждениями, получал, хранил и составлял сметы расходов, практически выполнял все работы за неукомплектованный штат консистории.Александр Сизой, первый священник Благовещенска, хорошо знавший Иннокентия, писал, что тот, будучи в хорошем настроении, иногда, перефразируя слова Людовика XIV, говорил: «Консистория – это я».
Но главная его цель была не в этом, а в широком развитии на Амуре церковного строительства, в миссионерской деятельности. Каждое лето, как только начиналось судоходство на Амуре, Иннокентий на специально выстроенном по его проекту катере, отправлялся в длительные плавания по Амуру. Катер был оснащен парусами и веслами, на нем была оборудована походная церковь, в которой постоянно совершались богослужения. Вместе с этим Иннокентий давал прихожанам наставления как жить в миру, успешно трудиться, советовал многое по садоводству и огородничеству, разведению скота, земледелию. В этих поездках Иннокентий закладывал новые церкви, освещал законченные строительством. Для прихожан приезд Иннокентия всегда был большим событием.
Иннокентий был прекрасным кормчим: сам лично распоряжался ходом своей ладьи, управлял рулем и парусом и следил за фарватером глубокого и широкого бассейна амурских вод.
Известный амурский краевед А. Кириллов так писал о Преосвященном Иннокентии: «Он открывал церковные приходы, сообразуясь с местными условиями, строил церкви, сам выбирая для них места и изыскивая на постройку их средства, заботился об украшении храмов, выписывая иногда лично от столичных фабрикантов все необходимое по более приемлемым ценам, и сам освящал новоустроенные храмы во время постоянных путешествий». Кириллов отметил интересную деталь: чтобы дать возможность бедным сельским церквям приобретать по умеренным ценам разные церковные принадлежности, Иннокентий «организовал учреждение, известное под именем Комитета по устройству церквей Приамурского края».
Всеми возможными способами архиепископ привлекал в свою епархию хорошо подготовленных священнослужителей. Он добился повышения им жалования, которое увеличивалось в зависимости от срока службы, заботился об устройстве для них квартир, об улучшении быта духовенства, открывал церковные попечительства.
Заслуга Иннокентия Вениаминова и его миссионерской деятельности не только в том, что он сам лично обратил в христианскую веру тысячи новых прихожан, но в большей степени – в придании миссионерскому делу широкого размаха, мобилизации средств и подвижников для широкой и разноплановой миссионерской деятельности. Он был для всех примером бескорыстной преданности этому святому делу.
В 1862 году Иннокентий Вениаминов был высочайше пожалован алмазным знаком ордена Святого Александра Невского. А в апреле 1865 года избран членом Святейшего Синода – высшего органа Русской православной церкви. Он вошел в состав 12 высших церковных иерархов. 16 апреля 1867 года он был пожалован орденом Святого Владимира.
Подвижническая деятельность Вениаминова на Амуре продолжалась вплоть до 1868 года.
5 января 1868 года Иннокентий Вениаминов был назначен Святейшим Синодом митрополитом Московским и Коломенским.
15 февраля1868 года Иннокентий Вениаминов выехал из Благовещенска. Отъезд его стал значительным событием для всего населения города и области. Тысячи горожан пришли проводить своего любимого пастыря. От села к селу сотни людей сопровождали его в поездке: это были действительно всенародные проводы. И несмотря на преклонный возраст, значительную часть пути он шел пешком, беседуя с провожающими его прихожанами. Его переезд в Москву занял несколько месяцев. Москва торжественно встречала своего нового первого иерарха.
Избрание Иннокентия Святейшим Синодом в митрополиты было признанием его заслуг. Рекомендовал его на эту должность перед своей смертью митрополит Московский и Коломенский, выдающийся церковный деятель Филарет.
Еще в первый свой приезд в центр Иннокентий Вениаминов нашел приют в доме Филарета. Тот высоко оценил его просветительскую деятельность и содействовал в публикации трудов. Тогда были изданы: трехтомная монография «Записки об островах Уналашкинского отдела», статьи «Мифологические предания колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки» и «Население русских владений в Америке», книга «Указание пути в Царство Небесное», которая с 1839 года по 1881 год переиздавалась 22 раза. «Записки об островах Уналашкинского отдела» были удостоены Демидовской премии. Имя священника Вениаминова стало широко известным в литературных и ученых кругах России.
Конечно, митрополит Московский и Коломенский Филарет не мог не оценить деяний такого священнослужителя. Между ними установились самые дружеские отношения. В свои редкие приезды в Москву Иннокентий Вениаминов останавливался в гостеприимном доме Филарета. Они постоянно переписывались, и Филарет оказывал всяческое содействие его благим деяниям.
Предсмертное предложение Филарета получило одобрение Синода, и по воле Александра II Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским. В те годы Московская митрополия занимала ведущее место в системе русской православной церкви. Иннокентий Вениаминов стал признанным ведущим иерархом в церковном сообществе.
Одиннадцать лет пробыл Иннокентий на этом высоком посту, успев многое сделать на благо русской православной церкви. Работы было сверх меры. Он основал Православное Миссионерское общество, которое помогало нести Слово Божье в самые дальние края. Сам он выработал устав Миссионерского общества и возглавил Совет этого общества, постоянно заботился о создании новых храмов, не забывал и далекий Амурский край.
За заслуги в науках 8 января 1869 года Иннокентий Вениаминов был избран почетным членом Русского географического общества. Ученые общества России, признавая заслуги Иннокентия, почтили его избранием в члены императорского Московского университета, Московской, Петербургской, Казанской духовных академий. Иннокентий был также избран попечителем Московского общества любителей духовного просвещения.
Но силы уже сдавали, слабело зрение. В начале 1879 года здоровье его еще более ухудшилось. После непродолжительной болезни 31 марта 1879 года, накануне Святой Пасхи, Преосвященный Иннокентий умер. Погребение состоялось в Троице-Сергеевой лавре. Там и сегодня покоится его прах.
Но его деяния принесли благодатные плоды. Интенсивно шло заселение Дальнего Востока, возникали сотни новых поселений, возводились новые храмы, тысячи коренных жителей нового края приобщались к православной вере, продолжала развиваться и епархия.
В Благовещенске началось издание епархиальной газеты «Камчатские епархиальные ведомости», первый номер которой вышел 15 января 1894 года. С 1899 года газета стала называться «Благовещенские епархиальные ведомости».

image006.jpg

Газета «Камчатские епархиальные ведомости»

В Благовещенске, по инициативе епархии, на средства верующих и благотворительные пожертвования, были построены несколько церквей и соборов. Все это были духовные центры, связанные с населением, воздействовавшие благотворно на его сплочение и формирование здорового образа жизни. Церковь воспитывала духовный мир человека на основе нравственных норм и религиозных установок, распространяя Слово Божье.
К 1917 году в Благовещенской епархии было 76 церквей, два монастыря (Успенский в Будунде (ныне – Усть-Ивановка) и Богородично-Албазинский женский в Благовещенске при Шадринском соборе). В Благовещенске действовали духовная семинария, епархиальное училище, функционировали Благовещенское православное братство, различные благотворительные учреждения, систематически проводились религиозно-нравственные чтения. Под попечительством церкви работали 83 церковно-приходские школы с более чем 4 тысячами учащихся. Религиозные службы в области выполняли 91 священник и 17 диаконов.

image007.jpg

Духовная семинария. Сегодня один из корпусов ДальГАУ

image008.jpg

Женское епархиальное училище. Сегодня педагогический колледж

 И начало всему этому было положено Святителем Иннокентием Вениаминовым, о котором у жителей Благовещенска и Амурской области остались самые добрые воспоминания как о заботливом пастыре, прекрасном человеке, неутомимом труженике и жизненном наставнике.
В Благовещенске с недавних пор появились переулок имени Святителя Иннокентия и посвященный ему памятник, установленный в центре города.

image009.jpg

Памятник Святителю Иннокентию в Благовещенске

Слово и дело Святителя Иннокентия на Амуре навсегда остались в памяти благодарных потомков. Решением ЮНЕСКО 1997 год был объявлен годом Святителя Иннокентия. Столь высокий уровень международного признания выдающегося религиозного и общественного деятеля России не случаен. Вся жизнь Иннокентия Вениаминова заключалась в служении людям, в служении России. Народы всего мира воздавали должное памяти русского православного священника за его многотрудные дела и огромный вклад в распространение просвещения и христианства среди аборигенных народов Северной Америки, Аляски, Алеутских островов, Якутии и Приамурья.
6 октября 1977 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви Митрополит Иннокентий, Святитель Московский и апостол Америки и Сибири был причислен к лику Святых.

image010.jpg

Икона «Святитель Иннокентий, митрополит Московский»

Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта – в день блаженной кончины и 23 сентября в день его прославления.

Молитва

...О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестножити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся поминая твою любовь к людем, буди щит несокрушим Святей Церкви православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси пастырем в служении ревность даруй, монашествующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православным христианом веру святую непорочну соблюсти умом, мир весь предстательством твоим умири теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени Горним благословением в нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных, испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, до прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарно восхвалим прословльшаго тя Господа - Отца, и Сына, и Святаго духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне, и присно и во веки веков. Аминь...

image011.jpg

Информация представлена Государственным архивом Амурской области.