Амурские художники

Дата размещения: :
Дата изменения: 01.08.2018 14:29


Четверть века в Благовещенске существует Амурская организация Союза художников. В 1981-м, в год создания, организация насчитывала 15 художников. Многих из тех, кто стоял у ее истоков, уже нет среди нас. О богатом внутреннем мире художника могут рассказать его произведения. Но время стирает из человеческой памяти образы творцов, их характеры.
Бесспорно, ничто не может заменить живого общения с человеком. И только лишившись этой возможности, мы понимаем бесценность таких обыденных, на первый взгляд, документов, как личное дело, автобиография, газетные статьи, характеристика и др. Собранные воедино коллегами-художниками они хранятся в госархиве Амурской области.
Лаконичная отметка «Хранить вечно» позволяет еще и еще раз перелистать страницы, повествующие о жизни и творчестве амурских художников, скульпторов, графиков. Среди них, воспевших в своих работах удивительный край – Приамурье, коренные амурчане, и те, для кого наша земля стала второй малой родиной. По-разному складывалась их судьба, как творческая, так и человеческая. Но неизменным было одно – искренняя, всепоглощающая любовь к этой непредсказуемой, до конца не познанной земле, ее традициям, корнями уходящими в глубину веков, и, конечно, удивительным людям, живущим здесь.
В данном материале использованы документы, фотографии, переданные Амурским Союзом художников в госархив Амурской области.

Тыркова Елена Павловна

15.02.1919 – 24.09.1999 гг.

Художник-живописец, член Союза Художников с 12.02.1981г. Начало творческой работы – 1953 год.

image001 (1).jpgРодилась в г. Благовещенске Амурской области в семье рабочего. В 1935 г. поступила художественное отделение Благовещенского педагогического училища, окончила в 1939 году. Получила специальность преподавателя рисования и черчения средней школы. Первый год после училища работала художником-графиком по созданию наглядных пособий в Благовещенском педагогическом институте.
В 1940 г. Елена Павловна поступила на подготовительные курсы для поступающих в художественный институт при Ленинградской Академии художеств. Через год, в 1941-м, была зачислена на первый курс живописного факультета института им. И.Е.Репина, но началась война.
Из автобиографии Е.П.Тырковой: «Первые месяцы войны я провела в Ленинграде, работая в Эрмитаже на упаковке произведений искусства, затем на сооружении оборонительных укреплений. От непосильной работы и голода тяжело заболела и вместе с другими ленинградцами, осенью 1941 г. была эвакуирована. Возвратилась в Благовещенск, где после выздоровления, с января 1942г. по август 1947 г., работала преподавателем рисования (Ромненская средняя школа), библиотекарем, инспектором Областного отдела народного образования».
В сентябре 1947 г. выехала в Ленинград, где вновь была принята на первый курс живописного факультета института им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. Училась я хорошо, так, например, моя работа «Женский протрет» в 1951 году экспонировалась на выставке лучших работ студентов художественных институтов СССР в Москве».
В июле 1953 г. Елена Павловна с отличием окончила институт, получив звание художника театрально-декоративной живописи. Дипломная работа Тырковой «Эскизы декораций и костюмов к опере Дм. Кобалевского «Семья Тараса» экспонировалась в Москве, в том же году, на второй Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных институтов СССР. Позднее работа была передана в фонд музея Академии художеств СССР в Ленинграде.
Из автобиографии: «Ввиду того, что по моей специальности не нашлось штатной работы художника театра, я вынуждена была поступить на работу художником-живописцем в Благовещенские художественно-производственные мастерские Хабаровского отделения Художественного фонда РСФСР».
С 1954 по 1956 гг. Елена Тыркова стала автором крупных работ, выполненных по договорам. Среди них композиционный портрет легендарного героя гражданской войны на Дальнем Востоке Сергея Лазо, иллюстрации к книге И. Зятьковского «Северные легенды», оформление спектакля Благовещенского обл. драмтеатра «Мария Тюдор» В. Гюго.
В 1954 г. Тыркова принимает участие в Межобластной художественной выставке произведений художников Сибири и Дальнего Востока; в 1955, 1956 гг. – в Краевых художественных выставках в Хабаровске. С 1954 г. – Елена Тыркова кандидат в члены Союза Советских художников. В этом же году художница участвует в работе съезда художников Дальнего Востока.
Осенью 1956 года выехала в Ленинград к мужу, скульптору Борису Трофимовичу Горлачу, члену Союза Художников СССР. В Ленинграде работала по договорам. В декабре 1957 года супруги переехали в Иркутск, где Елена Павловна работала над оформлением книги А. Узилевского и В.Шустикова «Случай в Ольховке». В сентябре 1958 г. Тыркова приглашена на работу в Иркутское училище искусств, где до августа 1963 г. преподавала рисунок, живопись, композицию.
С 1963 по 1971 – работает директором Иркутской детской художественной школы. Преподавала практически все предметы. В этот период школа впервые попала в число лучших по РСФСР. Одновременно Тыркова продолжает работать как художник-живописец, принимая активное участие во всех областных художественных выставках.
С 1971 по1989 гг. Елена Павловна с мужем живет и работает в Рязани, в художественно-производственных мастерских. Художница пишет портреты, натюрморты, тематические картины, принимает участие в художественных выставках.
В октябре 1989 года супруги переехали на постоянное место жительства в Благовещенск. К тому времени Елена Павловна потеряла зрение. Несмотря на это, она участвует в выставке художников Дальнего Востока, которая состоялась в 1990 г в Якутске. Ее картины, созданные до болезни, экспонировались на многих выставках. «В этом теперь вся моя жизнь!» - не раз говорила Елена Павловна.
О творческой деятельности художницы свидетельствуют сохранившиеся газетные статьи. Публикации содержат отзывы любителей изобразительного искусства и специалистов.

«Амурская Правда» 02.07.1991 год. 

Встреча с красотой

В областном выставочном зале завершилась выставка работ амурских художников «Натюрморт».
Наверняка многих покорили полотна Е. Тырковой. Мягкие, сочные краски в «Дарах земли», передающие насыщенный, пышный аромат позднего лета, и «Хризантемы», где благородная выдержанность тонов создает иллюзию полной реальности.

А. Водяницкая

 image002 (1).jpg
«Дары земли Амурской»
 

«Художники России», 21 января -5 февраля 1995 год.

Художники Благовещенска

11 ноября в выставочном зале Амурской организации Союза художников России открылась традиционная осенняя выставка, на которой представлено более 80 произведений живописи, графики и скульптуры амурских художников. 36 человек приняли участие в выставке.
В традициях русской реалистической школы живописи работают В. Водянин, А. Демченко, А. Жигалов, В. Семенихин, В. Стогний, Е. Тыркова.
Складывается впечатление, что как-то по-особому на выставке представлены картины Елены Тырковой. Это натюрморты «Георгины», «Капуста», «Овощи», вполне отвечающие осенней тематике. Художница узнается по индивидуальной манере письма, и складывается впечатление, что ее работы как бы пришли совсем из другой эпохи.
Елена Павловна Тыркова – художница старшего поколения, расцвет ее творчества приходится на 50-е годы. Сейчас работать она не может по состоянию здоровья. Ее живопись привлекает к себе академической сделанностью, при этом она не потеряла жизненности и привлекает своей сочностью, материальностью, доходящей почти до иллюзорности.

Н. Верещагина, искусствовед
«Моя Мадонна», 12.02.2003 год.

Картины в подарок

211 художественных и скульптурных работ передали в дар областному краеведческому музею супруги-художники Борис Трофимович Горлач и Елена Павловна Тыркова. Благовещенские мастера кисти часто дарят музею свои произведения, но такая большая коллекция поступила сюда впервые. По словам специалистов, картины имеют историческую ценность, на них запечатлены люди и события разных лет. С искусствоведческой точки зрения изучать творчество художника по всем его работам, а не по двум-трем тоже гораздо удобнее и интереснее – ведь тогда можно проследить его в развитии, стравить разные периоды.

Инна Волкова
 

Основные произведения. Год создания. Выставки

1. Эскизы декораций и костюмы к опере Дм. Кобалевского «Семья Тараса» 1953 г. Вторая Всесоюзная выставка дипломных работ студентов художественных институтов СССР.
2. Эскизы декораций и костюмов к пьесе А. Островского «Без вины виноватые» 1953 г. Клуб бумажной фабрики им. М. Горького. Ленинград.
3. Портрет героя гражданской войны Сергея Лазо. 1954 г. 20-я Краевая художественная выставка. Хабаровск.

image003 (1).jpg

«Участница самодеятельности»

4. Эскизы декораций и костюмов к пьесе В.Гюго «Мария Тюдор» 1954 г.
5. Натюрморт «Амурские овощи» 1954 г. Межобластная выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Хабаровск.
6. Оформление книги И. Зятькова «Северные легенды» 1954 г.
7. Портрет колхозницы 1955 г. Межобластная выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Хабаровск.
8. «Ленинградский дворик с видом на колокольню Никольского собора XVIII в.» 1957 г. Республиканская художественная выставка «Памятники Отечества в произведениях художников РСФСР». Ярославль, Тула.
9. Оформление книги А. Узилевского и В. Шустикова «Случай в Ольховке» 1958 г.
10. Портрет «Участница самодеятельности» 1971 г. 5-я Зональная выставка «Художники Нечерноземья».
11. Картина «Ленин, читающий газету «Правда» 1972 г.
12. Натюрморт «Дары земли» 1980 г. 5-я Зональная выставка «Художники Нечерноземья».
13. «Осенний натюрморт» 1988 г. 7-я Зональная выставка «Советский Дальний Восток» 1990 г. Якутск.

Калашов Сергей Ваганович

15.08.1927 – 07.12.1988 гг.

Художник-живописец, член Союза Художников с 26.011968 г.Начало творческой работы – 1957 год.

image004 (1).jpgРодился в Тбилиси. С 1934 г. по 1941 г. учился в 65-й Тбилисской школе. С 1942 г. по 1944 работал на авиационном заводе строгальщиком. В 1944 г. призван в ряды Советской Армии. В этом же году окончил школу воздушных стрелков-радистов. До сентября 1945 г. служил на Дальнем Востоке в 11-м запасном авиаполку, затем, до июня 1946-го служит чертежником в Управлении 7-й воздушной армии. С 1946 по 1950 С. Калашов переведен в военную часть 35471 воздушным стрелком. С 1950 до 1951-го служит в этой же части художником. Демобилизовался в 1951 году в звании ефрейтора. Остался на Дальнем Востоке. С 1952 г. по 1953 г. работал художником в хабаровском Доме офицеров. С 1953 г. работал в Хабаровском отделении художественного фонда. В 1964 г участвовал на зональной выставке «СоветскийДальнийВосток» работой «Северный мотив».

Награжден медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «30 лет Советской Армии».
Специального художественного образования не имеет.
Скудные биографические данные частично помогают восполнить газетные публикации.

«Тихоокеанская звезда» 17.04.78 г.

Выставка художника 

Выставка этюдов хабаровского живописца Сергея Калашова открылась в залах Дальневосточного художественного музея. Приуроченная к 50-летию со дня рождения художника экспозиция выставки вобрала в себя свыше 130 работ, созданных за 20 лет.
Разнообразна тематика выставки. Большое место на ней занимают портреты наших современников: строителей Амурска, тружеников БАМа и геологов, пограничников, студентов.
Пейзажные работы экспозиции говорят о большой любви С.В. Калашова к природе во всем ее многообразии. Наиболее характерными из них являются «Остров Медный», «На Камчатке», «В низовьях Амура», «Вулкан Ключевской», «В Хехцирском заповеднике» и др.
Героические будни строителей Восточного участка БАМа нашли отражение в произведениях «Поселок украинцев», «На БАМе», «Лагерь строителей», «На Урале».
Побывав в творческой командировке на Малой земле, художник привез интересные работы: «Памятник героям Новороссийска», «Бухта Цемесская», «Набережная».

Е. Дроздова

«Молодой дальневосточник» 02.04.1978 г.

О художнике Калашове

Что можно сказать о художнике, который, не имея специального образования, прошел путь от маленьких, невыразительных этюдов любителя до больших мастерских картин «За землю, за волю», «Крупская в гостях», который вырос из самоучки в самобытного, профессионального художника.
Калашов учился у природы – это она давала ему силы, первые уроки: учился в музеях, подолгу выстаивая у картин классиков, учился у товарищей. И за все эти годы искал свой внутренний мотив.
Как южанину, ему нельзя отказать в темпераменте. Хотя по первому впечатлению этого не скажешь. Спокойный, задумчивый, немного усталый. Он – обладатель внутреннего порыва, особого душевного настроя. Но и это открывается только в его работах – либо это сочность ярких красок (этюды «На Урале», «Поселок геологов», некоторые натюрморты), либо это сами южные сюжеты, насыщенные солнцем, небом.
Все же не ошиблось внутреннее чувство в выборе: когда пришло время демобилизации из армии, Калашов решил остаться на Дальнем Востоке, хотя на сердце было неспокойно – тянуло на Кавказ, в родной Тбилиси. В этюдах «На речке», «Серый день», «Северный мотив» Калашов выступает уже как коренной хабаровчанин. Здесь отсутствуют резкость красок, взлет и игра света, свойственная ему как южанину, - здесь больше мягкости, плавности, спокойствия. Уравновешенность красок и в его сезонных этюдах: веселых желтых – «Осеннем мотиве», легких фиолетовых – в «Весне на хуторе», розоватых – в «Весеннем мотиве».
Многообразие красок, переходы от одной манеры письма к другой, пробы в различных жанрах – все это свидетельствует о поиске художником совершенной формы.
«Не хочется останавливаться. Искать, искать и искать, - делится своими мыслями Сергей Ваганович. – Оттачивать технику, подбирать краски, выделять новые формы, пробовать их».

А. Варывода

Основные произведения. Год создания. Выставки 

1. Пейзаж «В низовьях Амура» 1957 г. 23-я Краевая художественная выставка.
2–3. «Бухта «Веселая», «Охотское море» 1961 г. 24-я Краевая художественная выставка.
4-5. «Сахалинский пейзаж», «Аэродром» 1962 г. 25-я Краевая художественная выставка.
6. «Северный мотив» 1964 г. Зональная выставка «Советский Дальний Восток».
7-8. «Котиковый пляж», «Девочка из Амурска» 1967 г. Вторая Зональная выставка «Советский Дальний Восток», 26-я Краевая художественная выставка.
9. «Строительницы Амурска» 1968 г. 27-я Краевая художественная выставка.
10. «Крупская среди красноармейцев» 1969 г. Зональная выставка, посвященная 100-летию Ленина. Улан-Удэ.
11-12. «Разговор», «Таежный причал» 1973 г. Краевая художественная выставка «Наш край родной».
13-14. «Студентка» (граф.), «Студентка» (живопись) 1975 г. Краевая художественная выставка «Народности Амура в произведениях художников Хабаровского края».
15-18. «Солдатская вдова», «К родным берегам», «На перехвате», «Патруль» 1975 год. 32-я Краевая художественная выставка «30 лет Победы».
19-22. «Город строится», «Вечер», «Поселок геологов», «Натюрморт с рыбами» 1977 г. Краевая, посвященная 60-летию СССР.
Июнь 1978 г. – Персональная выставка. 130 работ.
23-25. «Осень», «На БАМе», «Первопроходцы» 1980 г. 5-я Зональная «Советский Дальний Восток». Чита.

Геец Николай Кириллович

09.05.1929 – 25.10.1996 гг.

1.jpgРодился в поселке Кировский Кировского района Приморского края, в дружной крестьянской семье. Шестеро детей. Он – третий после двух старших сестер. В годы войны, когда пришла похоронка на отца, Николай остался за старшего из мужчин. Физический труд закалил его, не раз потом выручал в сложных жизненных ситуациях. После окончания восьмилетней школы поступил во Владивостокское художественное училище.
Педагоги сразу отметили его способность точно передавать объем, мыслить образно и посоветовали выбрать скульптурное отделение. Учился хорошо.

image006 (1).jpgГероиню своей дипломной работы нашел в родном селе. Ею стала доярка Тамара Кучеренко. Николай подолгу наблюдал за работой колхозниц. Перед дойкой женщины моют руки, насухо вытирают их полотенцем. Этот момент и схвачен скульптором. Полуфигурная композиция «Доярка», выполненная из тонированного гипса, получила высшую оценку комиссии. В дальнейшем многие современники Николая Кирилловича станут героями его портретов.
С 1951 года живет в Хабаровске. Место работы – Хабаровское отделение Товарищества художников. Но уже через год переведен в филиал, в Комсомольск-на-Амуре. В 1954 г. Николай Геец поступил в Харьковский государственный художественный институт. Но спустя четыре года, в 1958-м, по семейным обстоятельствам вынужден был прервать образование в институте. Живет и трудится в Хабаровске.
«Хорошо владеет секретом пластики, знает свойство многих материалов, что дает ему возможность на высоком профессиональном уровне решать многие свои произведения», - такую оценку скульптору дал А.В. Гуриков, председатель правления Хабаровской организации СХ РСФСР.
В 1977 г. Николай Геец с семьей переехал в Благовещенск. С 25.06.1981 г. скульптор – член Амурского отделения Союза художников РСФСР.

«Амурская Правда» 05.08.1989 г. 

В мастерской скульптора

Образно о современниках 

Он больше говорил о других, чем о себе. Эта черта присуща обычно натурам очень сдержанным, взвешивающим каждый шаг, но не менее богатым. Таким мне показался амурский скульптор Н.К. Геец, который в этом году отметил свое 60-летие.
В основном он работает в жанре станковых форм – портрете. Образы конкретных людей более близки ему. Сам Николай Кириллович сетует на это, говоря, что в его скульптурах больше документальности, чем поэтичности. Но в этом, очевидно, и есть художественная особенность творчества Гееца.
На Всесоюзной художественной выставке, посвященной 20-летию победы над Германией, Н.К. Геец был представлен работой «Неизгладимый след войны». Это портрет фронтовика, ныне преподавателя Хабаровского пединститута Н.А. Билима. Судьба этого героя необычна: горел в танке, получил серьезные ранения, ослеп. Но несмотря на тяжелую травму, Билим сохранил высокий моральный дух, радость восприятия жизни.
- Меня поразили, - вспоминает скульптор, - его умение легко и свободно, без палочки, перемещаться, будь это город или институт, где он работает, а также его знания, огромная воля, оптимизм. Все это я и постарался выразить.
Автору действительно удалось передать силу характера человека. Сделанный в мраморе, образ высечен как бы из монолита. Сейчас работа хранится в Хабаровском художественном музее.
Работы мастера очень просты по композиционному решению, и складывается впечатление их однообразности. На самом же деле это исходит из желания передать образ современника скупыми приемами лепки: используются крупные плоскости, тщательная проработка деталей, тонкая моделировка. Его герои – люди, разные по возрасту, по социальному положению, характеру. Поэтому в каждом произведении свой композиционный ход, принцип лепки, материал (дерево, мрамор, тонированный гипс).
Его монументальные работы, установленные в общественных местах, отличаются высокой степенью обобщения, размерами. При их разработке учитывается среда, где они будут находиться. Ряд произведений скульптора прижились на улицах нашего города, в общественных зданиях, сельской местности. Его рельефы, выполненные с группой других скульпторов, есть на кольце сквера перед зданием Дома Советов, во Дворце пионеров и школьников, на одной из бамовских станций. Они украшают также Николаевск-на-Амуре, поселок Князе-Волконку и др.

А. Зонова

Основные произведения. Год создания. Выставки 

1-2. «Портрет доярки Кучеренко Тамары», «Тракторист» 1964 г. Зональная выставка «Советский Дальний Восток».
3-4. «Неизгладимый след войны», «Портрет Билима» 1965 г. Военная выставка «На страже мира».
4-5. «После смены», 5 ск. Портретов рабочих завода Дальдизель 1954 г. Краевая художественная выставка. 1961 г. 24 Краевая художественная выставка.
6-8. «Портрет Моргуновой», «Васильевич», «Учительница», «В.И. Ленин» 1968 г. 27-я Краевая выставка, Зональная в Улан-Удэ.
9-10. «Портрет Сахьяновой», «Портрет Линховоина» 1972 г. Краевая выставка, посвященная 50-летию освобождения Дальнего Востока от белогвардейцев.
11-13. «Рабочий», «Строительница», «Свинарка Т.И. Моисеенко» 1973 г. 30-я Краевая выставка «Наш край родной».
14-15. «Генерал-лейтенант Крупников А.М.», «Модель скульптуры скорбящей женщины к мемориалу в г. Николаевске» 1975 г. Выставка «30 лет Победы».
16-17. «Раздумье», «Доярка» 1976 г. Ретроспективная выставка, посвященная 35-летию Хабаровской организации Союза художников.
18. «Портрет монтажницы Люси Шестопаловой» 1982 г. Художественная выставка «35 лет Комсомольску-на-Амуре».
1979 год – Юбилейная персональная выставка. Скульптура – 50 работ. Графика – 50 работ.
19-21. «Женский портрет», «Портрет скульптора Н. Матвеева», «Утро» 1984 г. 4-я Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток», Владивосток, 1985 год.
22-23. «Портрет мальчика Антона» 1986 г., «Портрет заслуженного врача РСФСР Рубана Г.Е.» 1988г. 4-я Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток», Якутск, 1990 г.

Маклаков Валерий Алексеевич

18.03.1932 – 08.10.1991 гг.

Живописец, член Союза Художников с 29.03.1972 г. Начало творческой работы – 1958 год

image004 (2).jpgРодился в Новосибирске. С 1949 г., после окончания семилетки, работал шахтером в Прокопьевске Кемеровской области. Вскоре поступил в Одесское государственное художественное училище. В 1958-м, после окончания училища, по распределению приехал на Дальний Восток, в Благовещенск. Планировал на три года, остался навсегда.
В газете «БАМ» за первое января 1981 года опубликована статья З. Осинской «Стройка глазами художника Валерия Маклакова», которая дает исчерпывающий ответ на вопрос: чем привлек одессита суровый амурский край. «Более 200 картин представлено на выставке, которая работает в Тынде, но это лишь малая толика того, что написано художником. –Так начала автор свою статью. - В1961 г. впервые прошел Маклаков с изыскателями по трассе будущего БАМа. Написал несколько пейзажей, портретов и был уверен, что тема исчерпана. А спустя некоторое время вновь пробирался по нехоженым тропам, плыл по перекатам, писал пейзажи, портреты аборигенов и первопроходцев. Писал много, жадно, незаметно отрекаясь от мечты о знойном городе на море».
Работал художником Амурских производственных мастерских. Участник городских, областных, зональных, краевых выставок. В 1966 г. по просьбе амурских геологов организована его персональная выставка в Свободном в клубе «Амурзолото». Вел большую работу по пропаганде изобразительного искусства. Несколько лет Валерий Алексеевич руководил благовещенской изостудией художников любителей при Доме офицеров, потом в гарнизоне. Некоторые из его учеников стали профессионалами. Николай Матвеев, например, работал директором Амурских художественных мастерских, сейчас трудится в Подмосковье.
Входил В. Маклаков в состав художественного совета мастерских. Валерий Алексеевич – один из основателей Амурского творческого Союза художников. В коллективе считался ведущим художником.
Основная тема его творчества – труд советских людей.
Вот что рассказал о художнике А. Трофимов, корреспондент ТАСС в материале с романтическим названием «Адрес Мастерской – тайга»: «Трудно сосчитать, сколько километров по таежным далям и гранитным кручам сделал этот неутомимый ходок. То он с топографами, то с геологами, то гонит плоты по рекам… И всюду с ним рюкзак, набитый красками и холстами, картоном и кистями.
Закончится очередная экспедиция, и он везет десятки эскизов, зарисовок. На них – люди, осваивающие богатства Амурской области.
Но, пожалуй, чаще всего художника встречают в палатках охотников и оленеводов из северных колхозов. Его друзьями стали искуснейшие таежные следопыты – эвенки. С ними Валерий провел многие месяцы: помогал пасти оленьи стада, гонялся за соболем, делал многодневные броски на оленьих нартах.
Картины, созданные В. Маклаковым, знакомы не только дальневосточным любителям живописи. Его рассказы о природе родного края, о мужественных людях Приамурья побывали на многих выставках.
- Думал, всю жизнь проживу в родной Одессе, - говорит Валерий. – А вышло иначе. Захватил меня Дальний Восток, полюбилась его неповторимая природа. И особенно люди! Замечательные! Вот к ним-то и собрался снова. В тайгу еду – в свою мастерскую…».

Основные произведения. Год создания. Выставки

1. «За жизнь» 1960 г. Краевая художественная выставка.
2. «Будущий врач» 1962 г. Краевая художественная выставка.
3. «Пограничник Никитин» 1964 г. Зональная художественная выставка.
4. «Геолог Новохатько» 1965 г. Областная художественная выставка.
5. «Радист Романенко» 1966 г. Областная художественная выставка.
6-7. «Дозорные Амура», «В Новороссийском порту» 1967 г. Краевая художественная выставка.
8-9. «Сторож рыболовецкой артели Азорнов», «В шалую воду» 1968 г. Краевая художественная выставка.
10-11. «Лесосплавщик Пологдин», «Завтрак геологов» 1969 г. Зональная художественная выставка.
12-13. «Ветераны двух войн», «Возвращение из тайги» 1970 г. Областная художественная выставка.
14-17. «Эвенкийский поселок Усть-Нюкжа», «В пути», «Друзья», «Выборы в тайге» 1971 г. 3-я Зональная художественная выставка.
18-21. «Весна на прииске», «Будущие оленеводы», «Мужской разговор», «На стройке Зейской ГЭС» 1972 г. Областная художественная выставка.
22-28. «Перекрытие Зеи», «У столовой Зейской ГЭС», «Дорога на Зейскую ГЭС», «Шофер БАМа Алекс. Филатов», «Рабочий БАМа Павел Марнов», «Изыскатель БАМа Валя Корнилова» 1974 г. 31-я Краевая художественная выставка «Край дальневосточный».
29-30. «Эвенкийский поселок», «В верховьях Амура» 1974 г. 4-я Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток».
31-32. «К отцу на БАМ», «Амурские елочки» 1977г. Краевая художественная выставка «60 лет Советской власти».
33-37. «Изыскатели из Мосгипротранса», «Уха», «В выходной день», «Нелетная погода. Аэропорт», «Утро геологов» 1980 г. 5-я Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток». Чита.
38. «Дозорные Амура» 1977 г. Художественная выставка «50 лет Комсомольску-на-Амуре», 1982 г.
39. «Станция Нагорная на БАМе» 1980 г. Всероссийская художественная выставка «По родной стране» Красноярск, 1983г.
1984 год – Персональная выставка. 97 работ.
40. «Амур пограничный» 1981 г. Республиканская художественная выставка «Голубые просторы России», посвященная 60-летию морского флота СССР, 1984 г.
41. «Первопроходцы БАМа. К.В. Мохортов» 1984 г. Республиканская художественная выставка «Художники Сов. России – БАМу» Чита, 1984 г.
42-43. «Станция Нагорная на БАМе», «Пограничный Амур» 1984 г. 4-я Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток» Владивосток, 1985 г.
44-45. «Мастерица Марфа» 1986 г., «Весна в Усть-Нюкже» 1989 г. 7-я Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток» Якутск, 1990 г.

Заболотников Виктор Кузьмич

22.08.1932 – 16.07.1996 гг.

Плакатист, член Союза Художников с ноября 1970 года. Начало творческой работы – 1961 год

image008 (1).jpg

Родился Виктор Заболотников в селе Челобитьево Мытищинского района Московской области в семье рабочего.В 1958 г. окончил Чебоксарское художественное училище, год проработал на Сахалине в Хабаровском отделении художественного фонда РСФСР. С 1959 по 1960 гг. Виктор Кузьмич трудится в Иркутском художественно-рекламном комбинате, с 1960 года – в Красноярском художественном фонде.Виктор Заболотников активно участвует в краевых передвижных выставках, областных, республиканских. Только за период с 1960 по 1967 гг. художник принял участие в девяти выставках, в том числе, в двух зональных. Творчество его многогранно. С 1963 г. Виктор Кузьмич специализируется как плакатист. Он внес весомый вклад в развитие плакатного искусства.Основная тематика плакатов Заболотникова – о жизни сибирского края, борьба за мир. Его произведения учат ненавидеть войну («Небо не для бомб») и ценить мир («Сейте на земле добро», «Во имя народа», «9 мая – день Победы»), гордиться родним краем и его людьми («Растут в Сибири города». «Краса таежная – краса сибирская»). Его работы выставлялись не только в городах Сибири и Дальнего Востока, но и в Ростове-на-Дону, Ленинграде, Москве.С июня 1981 года Заболотников – член Амурского Союза художников РСФСР. 

Основные произведения. Год создания. Выставки

1. «Весна», живопись, холст масло 1960 г. Краевая художественная выставка Красноярск1961 г.
2. «С добрым утром, Енисей», плакат, бумага темпера. 1962 г. Художественная выставка «Сто лет Енисейскому пароходству» Красноярск 1963 г.
3-4. «Гидропонная зелень», плакат, бумага гуашь, «Образование среднее. Специальность – доярка» 1963 г. Зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая» 1964 г. Новосибирск.
5-6. «Сейте на земле добро» 1967 г, плакат, бумага темпера, «Власть Советам» 1966 г., плакат, бумага темпера. Зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая» 1967 г. Омск.
7-8. «Во имя народа», плакат, бумага темпера, «Небо не для бомб», плакат, бумага темпера. 1966 г. Республиканская выставка плакатов 1967 г. Ростов-на-Дону.
9-13. «Краса таежная, краса сибирская», «Мы тропинки в тайге протоптали», «Значит будут цвести сады», «Кто же здесь хозяин», «Наша внешняя политика – политика мира и дружбы» 1969 г. Зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая». Красноярск, 1969 г.
14-16. «Сибирь, Сибирь, горжусь, что я твой сын» бумага гуашь; «Пионер чтит память борцов и готовится стать защитником Родины» бумага гуашь; «Мы теперь в тайге хозяева. Защитим и сбережем!» бумага гуашь 1974 г. 4-я Зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая». Томск, 1975 г.
17-19. «Строго храни служебную и государственную тайну» бумага гуашь; «На вахте мужества»; «И днем, и ночью бойцы милиции всегда начеку» 1977 г. Всесоюзная художественная выставка «Всегда начеку». Москва, 1977 г.
20. Плакат «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» 1980 г. 5-я Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток».
21. «Зейское водохранилище» 1983 г. Республиканская художественная выставка «Художники Советской России БАМу». Чита 1984 г.
22-25. «Белогорье», «Вечер», «Затон», «Мелькомбинат» 1984 г. 6-я Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток». Владивосток 1985 г.

Обидион Владимир Ефремович

03.04.1933 – 27.05.2001 гг.

Скульптор, член Союза Художников с 05.05.1968 года. Начало творческой работы 1960 год 

image009 (1).jpgРодился Владимир Обидион в Луганске. Отец работал в милиции, мать – домохозяйка. В начале Великой Отечественной войны мать с двумя детьми, Владимиром и его младшей сестрой были эвакуированы в Барнаул Алтайского края. Там Владимир пошел в школу. Из эвакуации семья вернулась в 1943-м. Жили в Купянске, спустя три года перебрались в город Красный Лиман. Здесь Владимир Обидион окончил семилетку и в 1949-м поступил в Луганское (тогда Ворошиловградское) государственное художественное училище. Окончил его в 1954 г. и поступил в Харьковский государственный художественный институт. Окончив вуз в 1960 году, Владимир Ефремович по направлению едет на Дальний Восток, в Благовещенск, работает в Амурских художественных мастерских.Владимир Обидион – автор многих мемориальных памятников, установленных в Благовещенске и Амурской области. В областном центре - это стела памятника «Айгуньскому договору», памятник М.И. Калинину перед четвертой школой, барельеф Н.К. Крупской на здании гимназии № 1, бюст маршала Рокоссовского (ДВИ). В Свободном установлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны, в Поярково – мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны и гражданской. На разъезде имени Героя Советского Союза В.П. Мирошниченко установлен монумент, его авторы амурские скульпторы В. Обидион и Н. Геец. И это далеко не полный перечень работ скульптора.С 1964 года Владимир Ефремович – участник многих зональных выставок, республиканских: «Советская Украина», «Художники Советской России БАМу».Обидион – постоянный член Областного архитектурно-художественного совета. В 1984 г. он избран председателем Амурского отделения Союза художников РСФСР.Вспоминает Николай Монтьевич Карнабеда, скульптор:- Я был знаком с Владимиром Ефремовичем еще до поступления в Пензенское художественное училище. Тогда я формовал его работы, а заодно понемногу учился у мэтра его манере лепить. После мы работали вместе над созданием того самого кольца, что украшает сквер у «белого дома».Я уважаю его как Мастера. В скульптуре он знал и понимал очень многое, хотя мог сделать еще больше.Обидион остался в моей памяти и потому, что стоял у истоков создания Амурского филиала Союза художников СССР. Чтобы выйти из хабаровского филиала и стать самостоятельной единицей, требовалось наличие не менее 10 профессиональных художников. Тогда Владимир Ефремович договорился с областным начальством о выделении помещения под мастерские и предоставлении квартир для приезжих мастеров. В 1981 году сразу семь художников были приняты в престижный Союз художников Советского Союза.

Основные произведения. Год создания. Выставки 

1. «Портрет руководителя бригады коммунистического труда Харьковского электромеханического завода В. Михайлова» мрамор, 1960 г. Выставка «Советская Украина». Киев, 1960 г.
2. «Портрет передовика Переяславской фабрики «Красное Эхо» М. Коплоковича» металл гранит, 1963 г. 1-я Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток». Хабаровск, 1964 г.
3. «Портрет художницы Ирины Бройдо» дерево, 1967 г. 2-я Зональная художественная выставка «Советский дальний Восток». Владивосток, 1967 г.
4-9. «Герои о. «Даманский», «Подполковник Яншин» гипс, «Гранатометчик Жидиханов» гипс, «Гранатометчик Матков» металл гранит, «Сержант Кобец» гипс, «Водитель бронетранспортера Смелов» гипс – 1969 г. 3-я Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток». Улан-Удэ, 1969 г. «Подполковник Яншин» гипс, «Сержант Кобец» гипс - художественная выставка «Художники Урала, Сибири, Дальнего Востока». Москва, 1971 г.
10-14. «Портрет заслуженного деятеля искусств РСФСР М.И. Уралова» мрамор; «Портрет скульптора В.Л. Кербеля» металл гранит – 1973 г..«Почетный колхозник колхоза «Приамурье» П. Котляров» металл гранит; портрет «Девушка» мрамор – 1974 г. 4-я Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток». Владивосток, 1974 г.
15. «Саша-десантник» 1980 г. 5-я Зональная художественная выставка. Чита. Художественная выставка «50 лет Комсомольску-на-Амуре», 1982 г. Республиканская выставка «Художники Советской России – БАМу». Чита, 1984г.
16. «Портрет первостроителя Комсомольска-на-Амуре А. Смородова» 1981 г. Художественная выставка «50 лет Комсомольску-на-Амуре», 1982 г.

Суриков Виктор Борисович

08.03.1940 – 25.04.1985 гг.

Художник-живописец, член Союза Художников с 12.02.1981 года. Начало творческой работы с 1963 года

image013.jpgРодился Виктор Суриков в Сиваках Амурской области в большой крестьянской семье, где подрастало 8 ребятишек. Виктор был вторым ребенком. Рано познал тяжелый крестьянский труд.
Окончив 8 классов, Суриков поступил в Биробиджанское художественное училище, но по семейным обстоятельствам окончить его не смог. Работал грузчиком, служил в армии. И только в 1963 г. Виктор Суриков поступил во Владивостокское художественное училище. Учиться было нелегко: к этому времени Виктор женился, в семье подрастала дочь. Благодаря трудолюбию, желанию получить художественное образование, Суриков окончил училище в 1968 году. Работал в Приморье художником-оформителем, вскоре переехал в Благовещенск.
Член Амурского Союза художников с 25 июня 1981 года.
Наиболее полно о творческом пути живописца рассказала Н. Верещагина, заведующая художественным отделом областного краеведческого музея, искусствовед. Ее статья «Постижение Родины», посвященная памяти рано ушедшего из жизни художника, была опубликована в «Амурской Правде» 24 марта 1990 года. Автор пишет: «Работал много и быстро, чаще всего с натуры, не любил сочинять картины в мастерской. Писал сразу на больших холстах. Ветер ли, дождь ли, снег или холод – художник все равно работал.
Виктор Суриков начинал свой творческий путь как художник-пейзажист. Истоки творчества – природа Дальнего Востока.
В пейзаже «Перед грозой» (1970 г.) колористическая ткань строится на сочетании приглушенных зеленовато-охристых и зеленовато-голубых тонов, мазки которых положены плотно и корпусно, отчего пейзаж выглядит вполне материально и осязаемо.
В начале 70-х гг. Сурикова увлекает индустриальная тема. «Перевозка леса», «Бамстройиндустрия», «Плотина Зейской ГЭС» - вот некоторые его работы, отразившие эту тематику.
В 70-е гг. индустриальный мотив – явление не редкое в нашем искусстве – воспринимался как романтический символ. Поэтому проблему «машины» и «человека» художник решает через пластику и цвет.
Во всех работах Сурикова ощущается присутствие человека. И в таких работах, как «Ранней весной», «Школа в поселке Экимчан», «Банный день», «На новые мари», художники художнику удается найти единение человека и природы. Но в индустриальных мотивах ощущается дискомфорт, напряженность, не покидает чувство беспокойства.
Если в «чистых» пейзажах природа и человек занимают равное положение – в этом гармония, то в индустриальных человек как бы отодвигается на второй план.Сочетание привычных поэтических мотивов природы с конкретно документальным видением человеческих образов приводит к успеху художника в его работах «На новые мари» (1980 г.), «На реке Селемдже» (1981 г.). Особенно хороша его работа «На новые мари». Весна. Сопки еще покрыты снегом, а долина реки уже наполнилась весенним гулом – это резво бегут олени, рога которых напоминают молодую лесную поросль. Колорит картины сдержан, но сочетание лазурно-голубых и охристо-коричневых тонов передает всю гамму чувств художника.
В годы художественного становления многое дали Сурикову поездки в Дом творчества «Академическая дача», что в Калининской области. Она была основана в свое время еще И.Е. Репиным и стала местом паломничества всех советских художников. Работа рядом с ведущими мастерами советской живописи не прошла для художника бесследно. Его живопись в 80-е гг. меняется в сторону большей цветности.
Пейзажи принимают картинный характер, они впечатляют своей образностью».

«Амурская Правда» 22.11.1985 год 

«…Веет жизнью и любовью» 

Полотна настоящего живописца способны очень многое сказать о нем самом – его пристрастии и темпераменте, его мироощущении. Таким ярким, запоминающимся рассказом стала экспозиция работ члена Союза художников СССР В.Б. Сурикова, действующая в эти дни в выставочном зале областного центра. Она знакомит с мастером кисти, тонко ощущавшим гармонию мира, раскрывавшем перед нами его неповторимую красоту.
К большому сожалению, говорить так приходится в прошедшем времени: недуг оборвал жизненный путь художника в самом расцвете творческих сил, на сорок пятом году. Но остались его произведения. Многие из них можно увидеть на выставке. Они дарят радость общения с большим и светлым миром, воссозданным живописцем. Об этом – десятки откликов посетителей. Вот как отозвалась о его работах группа студентов пединститута: «От них веет жизнью и любовью к родному Дальневосточному краю».

«Амурский комсомолец» 06.12.1985 год 

«Картины должны жить» 

Более трех тысяч человек посетили выставку художника В.Б. Сурикова за месяц. По многочисленным просьбам они продлена еще на две недели.
«Остановитесь! Посмотрите, как прекрасен и чудесен наш Дальний Восток!» - так оценили выставку студенты Благовещенского технологического института.
Каждый из отзывов – дань памяти человеку, который, по выражению одного московского драматурга, работал много, честно, талантливо…».

М.Соловьева, ветеран войны и труда.

Основные произведения. Год создания. Выставки 

1. «Мой город» 1970 г. Краевые, областные выставки.
2. Портрет «Первый житель колхоза Усть-Нюкжа» 1974 г. Зональная художественная выставка «Советский дальний Восток». Владивосток, 1974 г.
3-6. «Бамстройиндустрия» 1976 г., «Портрет бабушки» 1974 г., «Усть-Нюкжа», «Здесь пройдет БАМ» 1975 г. Республиканская художественная выставка «Мы строим БАМ». Улан-Удэ, 1979 г. «Бамстройиндустрия» 1976 г. – Республиканская выставка «Художники России БАМу». Чита, 1984 г.
7-12. «На Олекме» 1979 г., «На далекой Зее» 1978 г., «Весна в совхозе «Советский» 1979 г., «Мартовское солнце» 1980 г., «Поселок Талакан» 1980 г., «Весенний мотив» 1980 г. 5-я Зональная выставка «Советский Дальний Восток». Чита, 1980 г.
13-14. «Бамстройиндустрия» 1977 г., «На новые мари» 1982 г. Художественная выставка «50 лет Комсомольску-на-Амуре» 1982 г.
15-16. «Весна на Олекме» 1984 г., «Поселок горняков» 1982 г. 6-я Зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток». Владивосток, 1985 г.
1985 год – Персональная выставка. Благовещенск.